понедельник, 18 декабря 2017 г.

По моему скромному мнению, или Что такое ИМХО

В последние годы количество интернета в жизни людей таково, что иногда кажется, что правильнее говорить не про "интернет в жизни человека", а "человек в жизни интернета". Интернет и благо, и зло: как говорили древние, доза делает яд. Но как бы то ни было, мы тут, в интернете, и у многих людей приличный кусок всего общения находится именно здесь. А там, где есть общение, обычно нельзя обойтись без каких-то правил и норм, которые в старые времена называли этикетом. Сейчас и слово-то это не все помнят, но важность регулировки взаимодействия между людьми вряд ли кто-то будет оспаривать.


Когда-то, когда слово "этикет" люди ещё помнили, а интернет уже появился, было даже понятие "сетевой этикет". Начинался он на постсоветском пространстве с сети FidoNet (Фидонет или попросту Фидо). Поначалу она была вообще не "интернетной". а телефонной, но к 96-97 году, когда мы с мужем стали фидошниками, раздача уже происходила через интернет. В те годы он был не у всех, а у избранных. И в Фидо принимали не абы как, а по рекомендации: это была реально "сеть друзей". Помню, какие эхи (эко-конференции, аналоги тем на современных форумах) в те годы меня больше всего интересовали: кухонная, домашняя, медицинская, аквариумная и психологическая. Принцип работы был такой: подключаешься к интернету и скачиваешь всё новое, что написали в эхах. Отключаешься — читаешь написанное. Пишешь ответы, опять подключаешься к интернету и "заливаешь" их в сеть. По горячке и по запарке непросто было что-то написать, ибо интернет не всегда был в наличии: мы, к примеру, каким-то особым образом через сашину работу его получали, причём у них там фидошников было много, а линия для раздачи одна, поэтому "в очередь, граждане, в очередь!"))) И между написанием ответа и его отправкой могло пройти приличное время — как раз, чтобы остыть, подумать, исправить или вовсе стереть ответ.

Но не только по этой причине люди обдумывали, что сказать и как спросить. А ещё и потому, что был в этой сети довольно строгий, но разумный сетевой этикет. Среди прочего он оговаривал какие-то общепринятые сокращения, англицизмы и аббевиатуры, которые оттуда, как я понимаю, перекочевали в более поздний инет, и не все, увы, нынче их знают и понимают (сабж, девайс, топик-стартер — всё оттуда). Было там принято общаться на "ты" — это уравнивало всех со всеми и уменьшало дистанцию между участниками. Не было принято переходить на личности. Острые темы, приводящие к скандалам, были прописаны как нерекомендованные к дискутированию. А за порядком следили модераторы. Вот об одной аббревиатуре, которая есть и в современном инет-пространстве, я сегодня хочу немного рассказать. Это IMHO (или имхо).

Расшифровывается это как "In my humble opinion" (по моему скромному мнению). И, знаете, ведь были времена, когда "имхо" в конце текста означало реально "по моему скромному мнению", а не "по моему единственно правильному мнению" или, паче того, "по моему единственно правильному мнению, которое если кто не разделяет, тот идиот". 

Потом интернет заполонил всё. Сначала появились сайты. Потом форумы. Потом соцсети. Кое-что, вроде ЖЖ, долго проходило мимо нас, так как в стране некоторые ресурсы были заблокированы. А, говорят, с момента появления ЖЖ тоже был средой, где собиралась интеллигенция и светлые умы, знакомые с правилами хорошего тона. Когда у нас появился доступ к нему, мне уже так не показалось: наверное, всё везде начинается хорошо, а  потом портится. Ну, да суть не в этом, а в том, что в равной степени и в реале, и в виртуале многие разучились (или не успели научиться) отличать высказывание своего мнения от оценочных суждений. Давайте попробуем немного разобраться в этом вопросе.

Общеизвестно, что у нас свобода слова, свобода мнений, и собственное мнение могут иметь и выражать абсолютно все. И это хорошо и правильно. Нехорошо и неправильно при этом унижать, оценивать и обесценивать других. Как отличить мнение от оценки/унижения? Мнение описывает идеи, которые есть у человека, его взгляд, его комфорт, его удовольствие. Оценка/унижение описывает других и сообщает о том, что эти другие какие-то неправильные. Давайте на простом и эмоционально незаряженном примере посмотрим:

Мнение: "Мне нравятся жёлтые помидоры. Я люблю жёлтые помидоры больше, чем красные. Мой организм чувствует себя лучше, когда я ем жёлтые помидоры. Мне кажется, жёлтые помидоры более сладкие, чем красные".

Оценочное суждение и уничижительное высказывание: "Я не понимаю, как люди могут есть жёлтые помидоры! Только долбанутые могут есть жёлтые помидоры! Нормальные люди жёлтые помидоры не едят! Да о чём говорить с теми, кто ест жёлтые помидоры?"

Фраза про "Я не понимаю...", высказанная нейтрально и без восклицательных знаков, может быть, в общем-то, и мнением, а не оценкой (я, к примеру, искренне не понимаю, зачем люди нарушают ПДД и подвергают свои и чужие жизни опасности). Но почему-то её нейтрально редко говорят/пишут, поэтому она такая... Коварная, в общем, фраза, скользкая. Особенно — в интернете, где есть только текст и нет невербальных проявлений, которые несут бОльшую часть смысловой нагрузки. Даже если вы её написали как нейтральную, прочитать её могут по-всякому. Истина не в словах говорящего, а в ушах слушающего (глазах читающего). В любом случае, когда хочется высказать своё мнение, полезно внимательно посмотреть на предмет высказывания. В нём фигурирует "я"? Или "ты"? Она описывает собственные чувства по какому-то объективному поводу или собственные чувства по поводу чувств/мнений другого человека?

А ещё личное мнение — это такая штука, которая не всегда нужна другому. И тогда лучше удержаться даже от безоценочных суждений. Помню, на форуме, где я много лет общалась, даже тему заводили специальную "Покритиковать/посоветовать", где люди, в отличие от личных тем, сами просили критики, идей, советов по поводу какой-то работы или её оформления. Но даже там умудрялись порой обижаться или расстраиваться, когда мнение советчиков сильно отличалось от мнения автора. И так бывает.

Это не значит, что от высказывания своих мнений стоит тотально воздерживаться: большинство разговоров основным смыслом имеют обмен мнениями. Но смотреть на запросы людей, на их привычные реакции на мнения/критику/оценки, на ситуацию бывает очень полезно. Я, к примеру, очень радуюсь каждому собеседнику, с которым можно безопасно обмениваться мнениями. И вдвойне радуюсь, когда в этом обмене мнениями, которые не всегда бывают приятными на самом деле, ни одна из сторон не разрушается и не разваливается на части, а может о себе позаботиться и находит ресурс для того, чтобы оставаться в контакте и при этом не соглашаться, оставаясь при своём мнении. Потому что как ни крути, а одной-единственной правды нет и быть не может. Правд всегда столько, сколько участников отношений. И желание доказать всем свою правду бывает сильным, но порой бессмысленным или даже разрушительным. Я и сама частенько ищу тот самый баланс, который заключён в вопросе: "Ты хочешь быть правым или счастливым?"


А к чему я всё это рассказываю? Дык по двум причинам. Первая — в интернетах, особенно в соцсетях, на мамских форумах и т.п. ресурсах как-то всё грустнее и грустнее с различением мнений и оценок, иной раз почитаешь — волосёнки шевелятся от удивления. Давно у меня зрел пост на эту тему. А второе — я завтра хочу небольшой флешмобчик предложить. ))) И подумалось моей светлой голове, что для большей его экологичности для участников было бы полезно сначала опубликовать этот самый давно задуманный пост. На всякий случай. ))) Хотя мне кажется, что именно в блогспотовском рукодельном пространстве самая безопасная и поддерживающая среда. ))) И таки да, я пороюсь по блогу и повспоминаю, писала ли я уже про трёхчастное высказывание. Если нет — будет ещё пост про мнения, отношения, чувства и возможность/невозможность построить диалог. )))

33 комментария:

  1. о, да. Раньше было поприятнее и читать, и общаться в интернете. Это точно.
    Некоторым реально голову сносит - как поначитаешься порой. А ведь забывать то нельзя, что иногда думаешь одно, а формулируется оно\пишется, совсем иначе. А потом каждый еще и прочитал " в меру своего воспитания и испорченности" и понеслооооось....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, вот да - чем дальше, тем в интернетах всё грустнее и с правилами хорошего тона, и с грамотностью. Пока продерёшься порой через ошибки и ммм... хамство, уже ничего и не хочется. Проще сокращать своё пребывание в каких-то местах, чем карабкаться через всё это.

      Удалить
  2. Блогспот самое мирное место)). На моей памяти (более 10 лет уже тут)были только два агрессивных всплеска среди блогспотовской аудитории, и те потом рассосались ("агрессоры" просто свинтили с этой площадки, так как не получили ожидаемого эффекта). Здесь люди спокойнее, рассудительнее, возможно воспитаннее или опытнее, чем в соцсетях. Это спасает)).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Саша, вот мне тоже сдаётся, что во-первых, индивидуальный формат блогов (мой домик - мои порядки, не нравится - не читайте) и их "давность срока" сделали атмосферу в них более-менее устойчивой. В соцсетях и на форумах, где общие площадки и больше поводов для "развести срач", где можно быть "никем" - человеком с пустым аккаунтом, но с длинным языком, - больше склочности и скандализма в итоге.

      Удалить
  3. Всё верно. Вот потому я уже почти нигде общаюсь, кроме самых-самых, полузакрытых уютных площадок.
    Думаю, интернет создаёт иллюзию анонимности, а потому раскрывает в человеке всё самое неприглядное. Плюс, конечно, особенно письменной речи. Мне иногда очень не хватает невербальной информации и интонаций, чтобы понять, что же именно хотел сказать человек.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, да, остаётся только выбирать - куда податься и где остаться. Вчера с подругой-ветеринаром говорили об этом в том числе. Рассказывала она, что даже на какому-то супер-профессиональном вет-форуме, где в основном одни доктора общаются, порой обнаруживается какой-нибудь персонаж, который то ли хамло обыкновенное, то ли тролль, но умудряется даже там развести склоку, если его быстренько не вычислят и не забанят. Ну и да - невербалика даёт порядка трёх четвертей всей информации в живом контакте. И когда мы в инете остаёмся один на один с голым текстом, мы уже не знаем, что хотел сказать человек, а читаем то, что сами в его тест добавили. )))

      Удалить
    2. В рыбной среде тоже баталии бываю нешуточные. А казалось бы, воспитанные образованные люди.
      Прочитала про твой флешмоб. Подумаю. Сразу согласиться не могу, так как для меня это слишком большая степень откровенности, в том числе, и в комментировании других, а я человек закрытый во многом. Но заманчиво, конечно, и любопытно. Надо подумать

      Удалить
    3. Подумай, подумай. )) На самом деле, вопросы очень просты и не предполагают излишнего самораскрытия. Если брать то, как меня Аня увидела, то, к примеру, мог бы быть такой ответ (это я сейчас за Аню фантазирую): "Ты часто пишешь про организацию и хранение всяких вещей, поэтому я думаю, что у тебя всегда всё лежит по местам и в порядке" )))

      Удалить
  4. Оля, здравствуй! Хорошие мысли пришли в твою светлую голову, спасибо, что поделилась) Мне понравился статус одной известной художницы-декоратора : " Если кого-то во мне что-то не устраивает, совсем не обязательно ставить меня в известность... Попытайтесь пережить этот шок самостоятельно."

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, спасибо! Рада, что понравилось! ))) Да, на эту тему встречаются всякие афоризмы. )) Важно находить баланс между тем, что/где/когда сказать и что/где/когда умолчать. И это в каждой отдельной ситуации - новый выбор, новое решение. Нет одного рецепта раз и навсегда.))

      Удалить
    2. Оля, добрый день! Сегодня Никола зимний-с праздником! Рада пообщаться с тобой) Тем более, что мои папа и дядюшка Николай родом из Казахстана) ИМХО знаю давно, интернет расшифровал.

      Удалить
    3. Ира, спасибо и взаимно! И тебя с праздником!)))

      Удалить
  5. Наталья Федосеева18 декабря 2017 г. в 17:32

    Оля! Как замечательно вы все написали. Боюсь только, что тот, кто откровенно хамит в интернете,либо не прочтет, либо не поймет, что это все о нем. У меня не такой длительный интернетовский опыт, своего блога нет, хотя есть страничка в ВК, да и на форумы я как-то не хожу, но даже то, что я читаю, иногда удивляет и огорчает. Раньше как-то не представляла, что в рукодельной среде так много завистников, откровенно поливающих грязью тех или иных дизайнеров схем. Что самое удивительное, ведь берут разработку бесплатно и начинают... Думаю, что всем нам надо просто научиться спокойно воспринимать или совсем не обращать внимания на хамов. Это такие провокаторы,сталкивают лбами людей и любуются своей работой. Не будем давать им повода радоваться проделанной работой. Я уже давно прислушиваюсь к мнению лишь тех, чьё мнение мне важно знать. Всего доброго.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, спасибо! )) Ну, я и не надеюсь особо, что все "нуждающиеся" прочитают (хотя сильно хочется)))). Но и молчать о некоторых темах не получается.

      Про "творческую рукодельную среду" - оо, я в ней давно, и такие истории встречались, что какие-нибудь меркантильные банкиры отдыхают и нервно курят в сторонке. ))) Про не обращать внимания - да, в ряде случаев это самый правильный метод, тролля игнорировать, например, полезнее в разы, чем пытаться ему что-то объяснить и доказать. Быстрее гасится интерес к продолжению склоки. И да, очень важно понимать и разделять, чьё мнение будет значимым, а чьё - нет. Чтобы за хорошо чужих голосов не потерять свой собственный. ))

      Удалить
  6. Оля, как ты здорово тут... и флешмоб почти объявила, и успокоения и ума всем прописала)))
    Вообще, ты права на все сто. Люди последнее время, чувствуя вседозволенность, безнаказанность и анонимность интернета как будто с цепи сорвались. Склоки, ругань и взаимные обвинения это просто цветочки.. Всем известны уже и группы "смертников", и сайты ..Эмми... нет, не буду я тут непотребство и ужасы перечислять.
    А ещё бесит прямо обилие псевдоправдивой информации...
    Короче, не буду ныть и жаловаться, скажу только что ты меня заинтересовала своим проектом})

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя, интернет глубоко и необратимо вошёл в жизнь людей, но как с этим обходиться - не все и не до конца понимают, от этого - много всякого, в том числе и групп смерти, и псевдоправдивой информации. Критическое мышление - вот то, что должно бы спасать от того, что нынче в интернетах пропагандируется. Но такое ощущение, что все системы образования старательно заточились на то, чтобы лишить людей даже зачатков этого самого критического мышления.

      На самом деле, анонимность в инете и безнаказанность - миф, те, кому это надо, быстро и достаточно просто вычисляют всех, кого надо "взять за яйца". Даже крупные супер-хакеры, которые, казалось бы, умеют заметать следы, вычисляются и "заметаются" соответствующими структурами. А вот обыватели пока ещё пребывают в иллюзии, что они "анонимны". Возможно, когда большее число пользователей будут расставаться с этой иллюзией, у них будет больше причин держаться в рамках приличий как минимум. У нас вот в стране сейчас прорабатываются какие-то меры по искоренению этой самой анонимности.

      А проект - он простенький, и при этом - не совсем простенький. ))) посмотрим, много ли будет желающих присоединиться. ))) Он немножко про встречу с собой глазами других.

      Удалить
    2. Оля, про критическое мышление согласна, а ещё хочется добавить, что роль образования очень важна, хотя многим кажется, что это не так важно.
      Именно знание и здравая логика помогает не пробовать "советы", которыми последнее время пестрит интернет. Вчера просто рассуждали с дочкой о важности образования, о пользе многочтения. Так вот сюда перенесла свои мысли))) Но ты меня поймешь, я знаю.

      Удалить
    3. Галя, про образование - вот да, очень понимаю. По сути, оно нужно не для получения просто объёма знаний, а для получения умения учиться и находить взаимосвязи, причины и следствия в вещах и явлениях. Как-то мне встретилась фраза - типа мотиватор, дословно не помню, но примерно: "Да, тебе в жизни вряд ли пригодятся тригонометрия и логарифмические уравнения. Но тебе пригодится та нейронная сеть, которая строится в твоём мозгу, пока ты изучаешь тригонометрию". Математика - гимнастика ума, это не просто слова - это реальное наращивание способностей мозга решать всякие задачи. Равно и другие науки, которые хорошо бы познавать во взаимосвязи друг с другом - и тогда не будет всякая чушь восприниматься как открытие и откровение. Сколько людей доверяют всякому бреду! У нас в последнее время ходят ролики в ФБ, где люди поджигают,к примеру, макаронину или рис и вопят - посмотрите, оно горит! Вы представляете, какой химией нас пичкают?! Это же ужас!!!" Так и хочется сказать - ужас в том, что вы, граждане, уроки химии в школе явно прокурили и не знаете, что вся органика прекрасно горит, от травы до человека. Почему бы не гореть рису или макаронам без всякой химии? И это только самый простой пример того, чему люди могут доверять при отсутствии критического мышления, образования и образованности (которая не всегда равна наличию диплома, но увы, некоторая корреляция имеется)...

      Удалить
    4. Ой, Оля, ржу))) эх, времени бы мне побольше! Столько тем интересных, столько рассказов занимательных-интернетных, но некогда писать...

      Удалить
  7. Оль, как всегда по полочкам все разложила, я не сталкивалась с таким, но раз уж мы про этикет в интернете, то есть такие люди, которые полностью копируют твои посты, даже не делая ссылку на оригинал, выдавая их за свои, сталкивалась и не раз, хотя бы изменили слова какие нибудь, нет, все под чистую, вышивка лентами моя, почти все посты с этой вышивкой, я сама придумывала букетики, люблю, первый раз только по набору и то там был смешанный набор, и крестик, и ленты. Обидно было до слез, но потом успокоилась, таким людям чужда совесть и такое слово "этикет" они и правда незнают. Оль, чуть не по теме, но прям вспомнилось.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эля, это да, это прямо отдельная грустная песня - кража материалов. Это и в рукоделии, и в любой другой сфере. Только недавно в ФБ одна психолог воевала с другой про украденный текст - описание авторского тренинга, которым та, вторая, рекламировала (слово в слово) свой "авторский" тренинг. И возмущалась недовольством первой - дескать, раз в инете выложила, значит, это всё общее, и я могу беспрепятственно это взять и использовать. Но, как по мне, эта "песня" тоже про невоспитанность и хамское отношение. Так что твои примеры - тоже в тему.

      Удалить
  8. Оля,много разного в сети. Выбираю то,где мне комфортно. Расстаюсь с тем и теми, кто думаешь лишь о своем комфорте)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, да, важно фильтровать и выбирать, где быть, откуда уходить. В реальной жизни тоже так надо делать, но в интернетной проще - закрыл окно, нажал "отписаться" или "выйти из группы", и вот уже проблема решена. ))

      Удалить
  9. Оля, спасибо за пост.
    Я боюсь хамства, обидеть меня можно очень легко, долго потом восстанавливаюсь.
    Но мне видимо везет в инете натыкалась на такое пару раз в отношении себя.
    И спасибо большое за ИМХО, не смейтесь, но я никогда не знала что это значит, а спросить стеснялась...типа все знают, пишут, понимают о чем речь, а я как дура)))
    Интересненько что ты там придумала с флешмобом)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, флешмоб придумала по итогам нашего с тобой в твоём блоге разговора, уже пост опубликовался.))) А про хамство и неустойчивость против него - тут разные аспекты есть. Важно ещё свою устойчивость повышать, потому что обида - вещь такая, она от наших чувств зависит в не меньшей степени, чем от слов/поступков других людей. Если не в большей... Ну, и завершаться в том месте, где травматично быть и нельзя договориться по причине того, что вторая сторона договариваться не хочет, тоже важно уметь. Чтобы не стать, как те мышки, которые плакали, кололись, но кактус есть продолжали.))

      Удалить
  10. Оля, спасибо за пост. Люблю тебя читать: все систематизировано, все по полочкам, с выводами. И главное: все это исходит от умного человека. Это тоже важно. Потому что просто порассуждать на тему, о которой только знают по верхам - у нас таких в сети много :). Это тоже печально.
    Меня хамством зацепить сложно. И не потому, что я непробиваемая, а потому, что если человек хамит, это уже характеризует его определенным образом. И такое его ИМХО - только его. Ко мне не имеет никакого отношения :)).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, вот захвалила меня - прямо почти в рамках флешмоба, который я тут анонсировала))) Спасибо, и рада, что понравилось!

      Про хамство - вот да, это хороший навык - различить вовремя, что ко мне относится, что не относится, и как я выберу реагировать на то, что человек делает/говорит. Моя бабушка про такие моменты говорила: "Собака лает - ветер относит".)))

      Удалить
  11. Спасибо за пост.=) Блогспот люблю именно за мирную аудиторию и поддерживающий дух атмосферу.) И избегаю любых платформ, где срач это норма. К сожалению таких становится абсолютное большинство, такое впечатление что в реале некуда негатив слить, вот и вымещают в письменной форме. ИМХО.)))
    ИМХО тоже недавно узнало что это, набралась храбрости и спросила у более продвинутой подруги, а то прям бесило что диалект этот не понимала.)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиза, да, такое ощущение, что чем больше разных площадок в инете - тем меньше на них порядка, взаимовежливости и разума. Прямо как в анекдоте: "Количество интеллекта на земле - величина постоянная, а народонаселение растёт".)))

      Про непонятный диалект - у меня всегда срабатывает инстинкт "яндексом погуглить". ))) Наверное, это привычка из реальной жизни, в которой я всегда по многочисленным энциклопедиям и словарям лазила с целью поиска или проверки инфорации.))

      Удалить
  12. заинтриговалаааа - какой же здесь флешмобчик может быть??? %)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, ой, флешмобчик, похоже, всех перепугал))) Верхним постом на главной странице блога висит)))

      Удалить
  13. Оля,

    Спасибо за пост!

    Я про ИМХО тоже не знала. Но все это слово так активно в последнее время используют, что я стала думать, что меня заграница испортила и что я ничего не понимаю в современном интернет-общении ;)
    И ты знаешь, мне почему-то кажется, что многие используют это слово, потому что оно модно и совершенно не знают его перевод ;)

    Я пока с хамским отношением к себе не сталкивалась. За последние годы научилась просто закрывать статью или пост, если мне в них что-то не нравится и если я вижу, что не разделяю мнение автора...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, рада, что было интересно!)) Вот да, я тоже порой думаю, что многие сокращения, аббревиатуры и прочие штуки люди используют, не до конца зная смысл, "по образу и подобию", увиденному в инете.

      Вот вовремя закрыть статью, страницу, соцсеть - это, похоже, в инете самый надёжный способ избежать конфликта. Но бывает, что тема важная, актуальная, и тогда надо принимать решение: подставляться, неся в массы "разумное, доброе, вечное", или позволить событиям течь своим чередом и не встревать в них. Иногда это решение не простое... Но в инете по-любому проще остановиться, чем в реальной жизни - просто нажав кнопку или стерев уже написанный комментарий и НЕ нажав кнопку))

      Удалить

Я Ольга, и я рада вам в моём Домике! Если вам захочется что-то для меня написать - обязательно сделайте это! ))) Я читаю все комментарии и по возможности всем отвечаю. А ещё можно просто поставить "галочку" под сообщением - "интересно, забавно, полезно" .))

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...