вторник, 13 ноября 2018 г.

Яйца курицу не учат

Читая классику, историческую литературу, мемуары или другие источники знаний о прошлых временах, понимаешь: раньше время текло медленнее. Точнее, само время наверняка двигалось с той же скоростью, а вот изменения в жизни людей — нет. Они происходили намного реже, чем в последние лет двести. За жизнь одного поколения новых открытий, изобретений и знаний появлялось немного, да и распространялись они по миру далеко не мгновенно. Поток информации, который сейчас обрушивается на среднестатистического человека за день, в иные времена не поступал и за целую жизнь. 


Сами знания в разных областях науки и деятельности были доступны далеко не всем слоям населения. Обучение в разных учреждениях было уделом не слишком многих людей, многому  можно было научиться только у нанятого учителя/гувернёра либо в процессе жизни в семье у старших. А многие специальности приобретались персональным обучением у мастера в процессе работы подмастерьем, путём наблюдения и повторения.

Понятно, что всё разумное, доброе, вечное передавалось от старших к младшим (по возрасту, опыту и статусу). Поговорка про яйца и курицу была результатом конкретных наблюдений за жизнью, а также инструментом для сохранения иерархии. Кстати, в мире животных все виды научения от себе подобных тоже происходят иерархически, сверху вниз, от старших к младшим, от "альфы" к аутсайдерам, и никогда — наоборот. Уровень приматов, наиболее приближенных к человеку по развитию мышления, не допускает обучения старших младшими. Даже если младший придумал что-то полезное и эффективное, сородичи этого перенимать не станут — не положено.

Однако человек тем и отличается от приматов и других представителей живой природы, что способен смотреть на мир шире и видеть больше. Особенно, когда времена изменились, и в течение жизни одного поколения детей, к примеру, телефонные аппараты поменялись с дисковых сначала на кнопочные, потом на радиотелефоны, а потом на мобильные, которые всё больше становятся не средством связи, а компьютером на ладони. И продолжать в изменившихся условиях пользоваться иерархией "яйца и курицы" — значит, затормаживать своё собственное развитие и, возможно, развитие детей.

Нынешние дети добывают и обрабатывают информацию иными способами, нежели были приучены их родители. Они больше ориентированы не на то, сколько знаний уместилось в их голове, а на то, как быстро и легко в любой ситуации можно найти нужные сведения. Они меньше боятся "сделать что-то не так" и "испортить компьютер". Они легко ориентируются в современных технологиях и мыслят порой более критически и свободно. Поэтому именно они частенько становятся "наставниками" родителей или бабушек/дедушек в каких-то обучающих процессах или обмене знаниями. Именно дети и молодёжь становятся источником и образцом более гибких взглядов на жизнь, людей, отношения. Именно они помогают критически осмысливать шаблоны и стереотипы, долгое время казавшиеся непоколебимыми истинами.

Но при всём этом важно помнить, что иерархия в семье должна оставаться прямой, и "альфами" должны быть родители. Для этого важно не втягивать детей в те уровни информации и решений, которые должны оставаться ответственностью старших, взрослых в данной семье. Это касается супружеской жизни родителей (жить вместе или разводиться, вступать ли в случае развода в другие женско-мужские отношения, как решать супружеские конфликты и претензии в паре); вопросов рождения/нерождения других детей в семье; распределения бюджета (последнее слово, право "вето" остаётся за теми, кто в семье является добытчиками).

И важно учиться быть одновременно гибкими и последовательными в том, как разделить сферы, где можно и нужно учиться у младших, а где необходимо удержать свою роль старшего. Потому что ригидность установок и непредсказуемость поведения взрослых — это одни из самых вредных условий жизни семейной системы. Они замедляют или делают невозможным развитие всей семьи в целом и каждого из её членов в частности. Поэтому очень важно делать, самостоятельно или при поддержке психолога, своевременную ревизию семейных и личных правил, убеждений, ценностей, установок и редактировать их в соответствии с изменяющейся ситуацией.

8 комментариев:

  1. Есть еще такое понятие, как мудрость. Это именно то, чем родители обладают в силу своего житейского опыта и именно то, что они могут передать своим детям.
    Часто я слышу, как родители говорят относительно ребенка - он знает лучше нас... и всегда мне это кажется абсолютно неправильным.
    Часто еще не получившие образование дети обладают лишь поверхностными знаниями, которые не заходят дальше странички Вк и восхищенно заявлять:"АХ!АХ! Мое дите компьютерный гений!" только потому, что тот сутками сидит в соцсетях и умеет прифотошопить к своему портрету заячью морду, не правильно. Это дает ложное чувство превосходства над родителями.
    О себе скажу, что я стараюсь вникать во все увлечения детей. Не поверхностно, а именно изучить предмет и им не приходится стесняться тупой отсталой мамы. Как-то так
    Вам спасибо за интересные темы

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия, спасибо за отклик! Не всегда родительский опыт может быть полезен детям - он личный, формировался у другого человека в других условиях, и на момент появления и роста детей уже может быть неактуальным. А мудрость - это и вовсе понятие относительное, многие его приравнивают к возрасту, а он частенько приходит один. )) Какие-то вещи ребёнок (не обязательно маленький, разных возрастов) может знать лучше родителей, какие-то - нет. Важно понимать, что он тоже набирает личный опыт, и для него этот опыт может оказаться ценнее, чем наш.

      Про избыточное восхищение талантами детей - согласна, сейчас детоцентрированность порой именно к этому приводит: "Ах, мой ребёнок индиго, он такой особенный!"))) Не все родители критически относятся к реальности, к сожалению.

      Удалить
  2. Мне кажется, именно умение познавать новое, учиться, приобретать новые навыки оставляет мозг молодым, не даёт ему закостенеть. И учиться друг от друга, в том числе

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, именно так! Мозги должны работать, в том числе - через обучение, в том числе - у всех, и младших в том числе. Иначе человечество точно так же перестало бы развиваться и изобретать новое, как это в живой природе происходит - все отрабатывают только заложенные природой инстинкты и сценарии.

      Удалить
  3. Оль, тема очень интересная! Я раньше много думала над тем, повезло ли нашей дочери в том, что ее родители достаточно "прогрессивные" товарисчи или не повезло. С одной стороны: ее родители и сейчас во многих областях знаний еще впереди нее. И в области современной техники тоже. И это сохраняет в нашей семье полное соответствие правилу "яйца курицу не учат". А с другой: все ее сверстники давно "обошли" родителей и в области школьных предметов (просто потому, что их родители ничего не помнят из школьной программы), и в области техники (гаджетов и прочее). И чувствуют себя "профи" жизненными. А наша дочь не может "похвастаться", что "учит" чему-то родителей.
    И тут очень важно для самоопределения ребенка в ее обществе выделить ей тему, где она может комфортно развиваться и чувствовать себя "на голову выше" других.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, да, в некоторых семьях уровень родителей изначально проигрывает уровню детей))) И это в том числе - про нежелание старших чему-то учиться и быть "продвинутыми". Но наше счастье в том, что мир очень многообразен, и любой ребёнок даже у продвинутых родителей может найти ту сферу, в которой он их обскачет и фору даст. )))

      Удалить
  4. Наталья Федосеева15 ноября 2018 г., 18:57

    Оля! У вас всегда интересные темы,которые затрагивают любого человека. Да,нынешнее молодое поколение довольно сильно отличается в плане познания от родителей, а тем более от бабушек-дедушек. И опыт,и знания стараются приобрести самостоятельно, чаще пользуясь интернетом, чем книгой. Это и не хорошо, и не плохо, просто такое время, с чем надо взрослым считаться. Как бабушка пятерых внуков (от 18 лет до 3-х), стараюсь быть в курсе всех дел и проблем, но без нравоучений. Видимо, каждый должен получить свою порцию шишек и синяков,обрести собственный жизненный опыт.На мой взгляд, главное, чтобы сохранялась преемственность семейных ценностей, не исчезало желание общения между поколениями,возможность научиться чему-то друг у друга.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, спасибо! Да. важно найти баланс между тем, что мы можем передать детям, и тем, что они должны понять про эту жизнь сами.

      Удалить

Я Ольга, и я рада вам в моём Домике! Если вам захочется что-то для меня написать - обязательно сделайте это! ))) Я читаю все комментарии и по возможности всем отвечаю. А ещё можно просто поставить "галочку" под сообщением - "интересно, забавно, полезно" .))

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...