пятница, 2 августа 2013 г.

Размусориваемся с пользой, или Вторая жизнь трикотажных футболок + мини-МК

Если хотите поделиться этим МК - не копируйте его.
Просто дайте ссылку на этот пост.
Почти десять месяцев назад я писала про свою добычу - несколько пакетов обрезков от шитейского дела одной портнихи. И упоминала, что коврики из тряпочек планирую вязать. Так вот - докладываю обстакановку на линии фронта... в деле размусоривания.))))


Ещё прошлой осенью я нашла в закромах родины... в коробках под кодовым названием "ветошь" кучку трикотажных футболок, ночных сорочек и просто кусков трикотажа. И вознамерилась извести их на пару-тройку ковриков, так называемых "деревенских" или "бабушкиных". В том же сообщении ссылалась на двух Лен - своих вдохновительниц. И таки примерно тогда даже начала кромсать трикотаж на полоски. Наивно полагала, что сейчас вот быстренько нарежу полосок, смотаю клубочки, а потом долгими зимними вечерами...

Ага, щасссс... Половина футболок была изрезана, вторая половина легла кучкой в коробку с клубками, а сама коробка припряталась в зале на подоконнике за занавеской. И благополучно пережила там долгие осенние вечера, ещё более долгие зимние и уже укорачивающиеся весенние. И даже короткие и опять удлиняющиеся летние. Всякие, в общем, вечера повидала коробочка...

А на днях я ненароком сунулась в тему "рукодельное размусоривание" на Флайфоруме и... И почерпнула там две мысли. Первая - застой в творческих делах (каковой преследует меня в последнее время слишком уж сильно) может быть результатом недостаточного размусоривания и упорядочивания запасов. Вторая - размусоривать разные вещи надо с пользой и экономией для хозяйства. Не, ну я как бы и сама всё это знала, но никогда не помешает освежить забытое. И я решила разделаться с застоем посредством размусоривания с пользой. ))

Вчера я собиралась в гости к подруге, и у меня оставалось с полчаса времени до выхода из дома. Я выцепила из заброшенной коробочки футболки и за считанные минуты почикала их на полосочки. Спрашивается - чего столько времени тянула? А вечером вернулась домой, села в зале с коробкой и крючком и только было начала набирать первые петли, как Славяна подобралась к клубочкам и затребовала себе крючок. Творчество - оно тогось, заразное...

Толстых крючков у меня было два (почему было - сейчас поймёте)))), я Славяне отдала металлический, себе взяла пластмассовый, ещё с глубоко советских времён сохранившийся. И мы начали в четыре руки вязать по коврику, распределив, кому какие клубки полагаются: мне - розовые разных оттенков, дитю - красно-серо-синие.. Сразу выяснилось, что Славяна вяжет намного рыхлее и шустрее, чем я. У меня вязание получается более плотное и тугое. 


На вот этом месте, где лежит огрызок оранжевого крючка, этот самый крючок и сломался. Мы на минуту замерли, глядя на это "ликалепие", как вязальщица из известного мультика про нескончаемость вязания - на закончившуюся нитку. А потом я перехватила поудобнее этот огрызок и продолжила вязать. )))) А что - вдохновение душить на корню, что ли, из-за сломанного крючка? ))


Некоторое время мы так вязали, потом поменялись крючками - Славяна предположила, что раз она рыхлее вяжет, то ей легче будет вязать огрызком крючка. В итоге она всё-таки раньше закончила свой коврик, связав десять рядов. При том же диаметре (35 см) в моём коврике получилось 14 рядов. Ощутимо разная плотность! В общем, пока я довязывала свой коврик, Славяна выбрала другие клубки и начала вязать сине-голубоватый овальный коврик. Связала кусочек сантиметров 15 по длинной стороне - и приключилась ночь, надо было отправляться спать. 


Я не засекла, сколько времени мы потратили на два с хвостиком коврика, но одного летнего вечера явно хватило, что я планировала делать "долгими зимними вечерами" - непонятно... Но, вдохновлённая успешным стартом, утром взяла стальной крючок и Славянину заготовку - и получился коврик размером 46х33 см. 


Эти коврики будут, скорее всего, подстилками на стулья и табуретки, и Славяна даже подумывала взять их с собой в общежитие в конце августа. Но потом ей пришла в голову светлая мысль: когда вернётся в Нск, объявит в университетском сообществе, что принимает на утилизацию трикотажные цветные футболки, которые уже не нужны их владельцам по прямому назначению. ))) И таким образом, по её предположению, она насобирает материала не только для подстилок на стулья, а и для целого ковра на пол. Ну, посмотрим, что выйдет на самом деле. )))

А пока хочу поделиться своими наблюдениями за процессом вязания и рассказать, что имеет смысл учитывать при вязании подобных вещей. Вдруг кому-то пригодится. ))) Это не мастер-класс, разумеется, но полезные рекомендации по вязанию "деревенского" коврика - точно. Так что ярлык прицеплю соответствующий. )))

Если хотите поделиться этим МК - не копируйте его.
Просто дайте ссылку на этот пост.  

Из чего вязать коврики? Вязать можно из трикотажа и из простых тканей. Одна из Лен, которые упоминались в начале поста, утилизировала старое постельное хлопковое бельё - очень успешно. От того, насколько плотный/рыхлый/тонкий/толстый материал, зависит ширина полосок: чем тоньше материал, тем шире можно делать полоски, и наоборот. Вышивки и прорезиненные рисунки на футболках изрядно утолщают "нить", она труднее провязывается, но это не смертельно - справиться можно. Впрочем, если вы хотите "чистоты эксперимента", то можно вырезать все участки с другой плотностью относительно основной части футболки.

Я резала полоски шириной от 1,5 до 2 см и вязала крючком 5 мм. В Инете встречала рекомендации вязать "десяткой", но у меня такого толстого крючка нет. Вязала я простыми столбиками без накида за заднюю петлю предыдущего ряда.


1 вариант нарезки "нитей".
Трикотаж режем поперёк полотна, вдоль наиболее тянущейся стороны. Прямоугольный кусок полотна режем поочерёдно с двух сторон, не разрезая до края пару сантиметров - получаем в итоге длинную "нитку" с периодически встречающимися "поворотами". На этих поворотах, если трикотаж толстый и плотный, можно делать скругления - тогда в вязаном полотне эти участки менее заметны. Если кусок трикотажа неправильной формы, можно часть порезать в одном направлении, а потом переместиться в поперечное и резать дальше, не прерывая "нить". В общем, тут всё зависит от ваших исходных материалов и их формы. Если "нить" всё-таки пришлось прервать, потом при вязке просто связываем морским узелком концы и вяжем дальше. Ну, можно и сшивать, если не лень. )))
  


2 вариант.
Футболки можно резать двумя способами, предварительно отрезав у них подшитый низ. Первый способ - начинаем резать футболку по спирали снизу, продвигаемся вверх, дойдя до верхней части, где рукава уже не дают возможности резать по кругу, переходим на второй вариант - режем как простое полотно трикотажа, описанное выше. Тогда у нас максимально длинная неразрывная "нить" получится. Так же, по спирали, режем рукава, если они достаточно большие.

При резке целой футболки этим способом удобно поставить стул или табуретку на бок, надеть футболку на одну верхнюю ножку со стороны горловины, чтобы вся футболка висела на ножке. Тогда левой рукой можно натягивать полотно на себя, а правой резать. Вместо "третьей руки" помогать растягивать футболку будет ножка табуретки. ))


3 вариант.
А можно повыпендриваться - отрезать от футболки ровный прямоугольный цилиндр, сделать разрезы с одной стороны до второй, не доходя несколько сантиметров до бокового шва. Потом эту лапшу развернуть и сделать разрезы наискосок по оставшимся неразрезанными участкам - и у вас получится длинная ровная нить. Тогда остатки надо будет порезать первым способом, чтобы все лоскуты пошли в дело, и связать/сшить полученные куски "нитей" между собой. Этим способом особенно удобно пользоваться, если у вас есть раскроечный коврик, роликовый нож и длинная линейка для пэчворка. Тогда вы можете довольно быстро и без натирания мозолей нарезать ткань полосами ножом, а потом сделать разрезы наискосок ножницами.



 

  


И совсем уж перфекционистский вариант, родился в результате разрезания штук эдак сорока или больше футболок и прочих трикотажных одёжек. Хорош для футболок со скруглённым низом. Если положить их, совмещая в середине швы, а на края трикотажной трубы поместив середины спины и переда, то низ будет проще выровнять, а на том месте, где вам надо делать косые разрезы, не будет утолщений из-за шва. Ну, и после того, как вы сделали разрезы, наденьте футболку на линейку (или длинную картонку) и разместите на линейке неразрезанный участок. Теперь вы можете быстро орудовать ножницами, не опасаясь случайно зацепить "нитку". После этого можно сдвинуть все нитки на один край линейки, положить линейку на стол другим краем и быстро смотать пряжу в клубочек.

4 вариант.
Простые ткани режем по спирали - только не круглой, а квадратной. Чем жёстче ткань, тем желательнее скруглять уголки для уменьшения толщины "нити" на этом участке.

Можно резать и по круглой спирали, но мне кажется, это не со всеми тканями пройдёт, опять же - получатся срезы по косой, а они будут более лохматыми, чем если резать по долевой и поперечной. В общем, оставляю на ваше усмотрение этот момент. ))


В любом случае, иногда попадаются куски трикотажа совершенно безумной формы, и если вам позарез надо получить пряжу именно такого цвета, можно резать, следуя контуру куска и скругляя особо острые углы. Например, вот так. ))


Теперь собственно по процессу вязания. Возможно, с крючком "десяткой" было бы легче протаскивать петли, а с "пятёркой" я через несколько рядов, держа крючок традиционным способом, как карандаш, начала натирать мозоль на большом пальце. Поэтому я взяла крючок так, как маленький ребёнок берёт ложку - всей пятернёй.  ))) Когда-то давно моя институтская подруга так держала крючок, я всё пыталась понять - чего это она так неправильно его держит... Поняла. Спустя двадцать с лишним лет. )))

Поскольку у меня "нитки" получились малость разные по толщине, плюс где-то рисунки-вышивки делали толщину отличной от основной, то прибавлять по каким-то точным расчётам для придания нужной формы не получалось. Считаешь-считаешь, бац - волна. Или пузырь. Поэтому при вязании надо, конечно, понимать, что через равные промежутки идёт прибавление, но следует регулярно класть полотно на ровную поверхность и смотреть, к чему оно стремится. И корректировать по ходу - прибавить или убавить в "неустановленном месте", чтобы эти стремления ненужные ликвидировать на корню... волны и пузыри своевременно исправлять.

Ну, разумеется, узелки от соединения кусков "нитки" оставляем на изнаночной стороне. И утолщения от "поворотов" при нарезке - тоже стараемся запихнуть внутрь петли или на изнанку. Но чем хорошо это вязание - дефекты благодаря пестроте и толщине изделия не так уж и заметны, а что заметно - так ему положено быть: это же "деревенский коврик", что с него взять! ))) Кроме того, концы ниток можно не связывать, а сшивать вручную: наложите друг на друга на 2-3 см и прошивайте небольшими стежками "вперёд иголку" по всему периметру совмещения "пряжи". А для ускорения процесса заготовьте много иголок со вдетыми в них длинными нитками нужных цветов, чтобы не вдевать каждый раз, выбиваясь надолго из ритма вязания, а брать иголку с нужной ниткой и быстренько соединять хвостики. Можно даже узелки на нитке не завязывать, при мелких стежках в разных направлениях и так получится прочное соединение.


А что ещё хорошо - так это то, что подобным образом можно связать кучу всякого полезного: коврики, подстилки, лукошки для собак-кошек, коробочки для хранения всякого полезного, да уйму просто чего! Вот я, к примеру, начала сейчас из оставшихся клубочков вязать чехол на термос, который мы берём в дорогу или на рыбалку/на природу. Чехол этот одновременно несколько обезопасит термос от ударов и улучшит его теплоизолирующие свойства. 

А ещё я подумала, что, кажется, у меня маловато старых футболок для размусоривания. ))) Потому что на три маленьких коврика ушло довольно много футболок, сорочек, трикотажных полотен... Только начинаешь очередной клубочек, несколько рядов - и нет клубочка. Так что, наверное, вскоре пойдут в расход те запасы, которые я от портнихи осенью притащила. )))) И когда все они израсходуются, у меня в шкафах воцарится пустота. Ну, точнее - в некоторых шкафах. ))) Ну, ещё точнее - на время воцарится... )))
Если хотите поделиться этим МК - не копируйте его.
Просто дайте ссылку на этот пост. 

24 комментария:

  1. Ответы
    1. Лена, и я. ))) В моём детстве в нашей семье никто крючком не вязал - я была первая, кто его в руки взял, поэтому у нас дома таких ковриков не было. Но у бабушкиных подружек и у бабушки моей подружки дома они были. И мне всегда казалось, что они такие чудесные! ))) И вот - руки дошли "вспомнить детство")))

      Удалить
  2. А в моем детстве бабушка вязала подобные коврики из старых капровых колготок. А коврики из футболок это что-то новенькое! Надо поробовать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оооо, а из колготок некоторые мочалки вязали! А коврики чаще мне встречались из обычных тканей, трикотажа цветного, наверное, меньше тогда было.

      Кстати, подумываю про ещё одну ооочень ёмкую по количеству использованных тканей технику изготовления ковриков - "артишок". Определённо, надо делать ревизию имущества и сортировать - что куда пристроить. )))

      Удалить
  3. О, шикарные коврики получились и самое отрадное, что вместе с дочей вязали! Я тоже в коридор ковирик из колготок вязала!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, спасибо! ))) Да, совместный труд для моей пользы - он объединяет!))))

      Про колготки - недавно наткнулась на мешочек с несколькими парами порваных колготок. Откладывала на случай, если приспичит делать текстильную "скульптурную" куклу. А тут подвернулись - и я на них хищными глазами смотрю: а не извести ли их на коврик для подъезда? ))) А то дожди такие, что резиновый, который в прихожей, не справляется, хорошо бы ему в помощь перед входной дверью половичок положить. ))) Наверное, покромсаю и попробую связать)))

      Удалить
  4. Мне тоже нра такие коврики, но вот у себя я их "не вижу", наверное надо расцветку подбирать. А вот кошакам что то вроде корзинки сделать хочется. А как я завидую, что вместе с дочей вяжете! Умницы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, спасибо! ))) Мы со Славяной - дааа... Вечно что-нибудь замутим.))) Она мой главный консультант-советник по творческим делам.))

      Наверное, большими ковриками я тоже не застелила бы полы сейчас, хотяяаааа... если подууууумать... ))) А вот эти подстилки пока положили в кухне на сиденья - круглые на круглые табуретки, овальную - на стул. Нравится!))) Чем-то домашним-уютным от них веет...

      Про лукошко - моя знакомая кошаку своему вязала такое, я тоже подумываю, что надо бы связать подобное девкам нашим. ))) Вот тут посмотри - эта и вперёд ещё две фотографии пролистай. http://vk.com/photo115235908_294813538?all=1

      Удалить
    2. О, спасибки! то, что доктор прописал! Коты будут счастливы))))

      Удалить
  5. Ну, молодцы! Очень люблю подобные коврики - какие-то они... домашние, что ли :) А с такой скоростью вязания вам надо в чемпионатах участвовать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, спасибо! ))) Да, именно домашние, уютные, добрые какие-то, что ли. ))) Или просто все, у кого я их видела в детстве, были хорошими людьми, и у меня такие ассоциации сформировались с этими ковриками)))

      Удалить
  6. Очень люблю такие коврики) Спасибо за схемы изничтожения футболок!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, спасибо! ))) Буду рада, если пригодятся. )))

      Удалить
  7. Наталья, спасибо большое за приглашение! На днях выберу время, разберусь и добавлюсь в галерею. ))

    ОтветитьУдалить
  8. Нас прабабушка обеспечивает такими ковриками - мы все ей свозим ветошь и заказы даем))) А она так рада в свои 94 "приносить пользу"!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Классно! Очень экологичный способ помочь пожилому человеку почувствовать себя полезным и нужным младшим поколениям! Наверное, я на старости лет тоже буду рада всякие штучки, посильные зрению и гибкости рук, для родни делать, если попросят.)))

      Удалить
  9. Оля, а ляпочиху не пробовала из трикотажа?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, погуглила я ляпочиху - понравилась она мне. )))) Только надо трикотажа цветного накопить или накУпить. ))) Люблю я повышенную мохнатость, очень люблю, так что однажды попробую сделать. ))

      Удалить
    2. Я когда делала ляпочиху,пошла в сэконд, когда там была скидка 90% и набрала футболок большОго р-ра целую гору за очень малые деньги.

      Удалить
    3. Оооо, отличная идея! Надо будет запланировать прошерстить секонды на предмет скидок и футболок! И можно на работе клич кинуть - у кого есть футболки ненужные, приму в подарок на утилизацию.)))))))))

      Удалить
  10. Ольга, ну надо же!!! Насколько мы с Вами похожи в творчестве))) Здорово!!!
    Я сейчас как раз ряжу половичок из колготок дочки)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, вот и я сразу родственную душу почувствовала! )))

      Эх, а я жалею, что не соображала в те годы, когда дочка маленькая была, что из колготок могу связать такие коврики. А у неё столько ярких колгот было - такая красота бы получилась.

      Удалить

Я Ольга, и я рада вам в моём Домике! Если вам захочется что-то для меня написать - обязательно сделайте это! ))) Я читаю все комментарии и по возможности всем отвечаю. А ещё можно просто поставить "галочку" под сообщением - "интересно, забавно, полезно" .))

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...