вторник, 22 мая 2018 г.

Про английскую свадьбу и английскую поговорку

"Моя свобода махать кулаками заканчивается там, где начинается нос моего соседа". Это английская поговорка, с ней я познакомилась впервые (во всяком случае — впервые запомнила её) в книге Светланы Рябцевой "Дети восьмидесятых". В ней описывается новаторский педагогический опыт автора и её огромная работа по обучению своих подопечных этикетным нормам и понятию "границы личности". Хотя в те годы это самое понятие ещё не звучало.


Я всегда была весьма законопослушной и вежливой (даже слишком, и это тоже неполезный вариант), и эта формулировка про кулак и нос не вызвала у меня протеста, скорее — полную солидарность. Для меня эта поговорка многое прояснила в то время про границы: это нечто, принадлежащее другой персоне, чему я не могу себе позволить наносить вред. И помогла стать толерантной ко многому, что не затрагивает интересы или безопасность мою или других людей. Какой у человека цвет волос, сколько дырок в ушах, какие у него ноги, нос или фигура, во что он одет, кого и как он любит, во что верит... До тех пор, пока это не относится к моей жизни, он может делать всё, что угодно. Равно как и мои какие-то проявления, не затрагивающие других, никого не касаются.

В последние годы, довольно продолжительные, в обществе в принципе изменилось отношение ко многим вещам. То, что было под запретом или осуждалось, стало позволительным и доступным. Изменились привычки и внешность многих людей, курящая женщина не вызывает удивления, люди с татуировками — совершенно не обязательно из числа бывших заключённых, дырки для украшений прокалывают не только в ушах, а цвет волос ограничивается только возможностями соответствующей промышленности. И несмотря на то, что люди старшего поколения по привычке бурчат и негодуют, в основном социум довольно спокойно принимает право людей быть собой.

Но изменения коснулись не только этих явлений. Интересным, совершенно загадочным образом правило "Я свободный - делаю, что хочу!" распространилось на те сферы, которые затрагивают других людей каким-то образом. Например, труднее стало призывать к порядку нарушителей тишины в ночное время; на дорогах число нарушений выросло пропорционально росту числа машин или даже больше; несмотря на запреты, курильщиков трудно выставить из подъездов или с детских площадок. И много ещё моментов, где одни люди нарушают права других, порой даже прописанные в законах или просто общечеловеческие нормы поведения.

И что самое удивительное — именно нарушители почему-то заявляют: "Если вам что-то не нравится, уходите/уезжайте/не слушайте/не стойте/не нюхайте/etc." Самым свежим примером была дискуссия в городской группе в ФБ, где выложили фотографию лестницы в Японии, на которой нарисованы стрелки "вверх" и "вниз". По половине "вверх" идёт толпа людей, вторая половина совершенно свободна. И помимо тех, кто восхитился дисциплинированностью японцев, нашлись те, кто заявил: "Где хочу — там и хожу, если бы мне это было удобно, пошла бы и в Японии по свободной лестнице, мне пофиг на всех".

Более того, когда некурящие люди начинают возмущаться из-за курильщиков в подъезде или соседи — из-за шума в ночное время, нарушители заявляют: "Это вы мне мешаете делать, что я хочу, жить, как я хочу, и нарушаете мои права!" Как если бы я начала махать кулаками в людном месте и заявила: "Кому не нравится, убирайте свои носы подальше". Но ведь в поговорке не говорится об убирании носов! Она — про ограничение размаха кулаков! Равно как и законы не предлагают некурящим купить противогазы, а любителям тишины — беруши. Они предлагают перестать курить и шуметь в местах и во времени, ограниченных законом.

Во все времена нарушителей останавливали и отделяли от социума, если они не хотели перестроить своё поведение. Почему нынче мир решил, что пришло время всё делать наоборот? Что теперь потесниться должны те, кто хочет уважения своих границ в рамках закона и норм человеческого общежития. И что под словами "свобода" и "равные права" можно понимать произвол, бескультурье, хамство и даже преступность...

Возможно, такой перекос стал возможен благодаря эффекту маятника, когда что-то, долгое время будучи "отклоняемым" в одну сторону, потом откачнулось в противоположную с такой же силой. Насколько в течение многих десятилетий всё было регламентировано, предписано и навязано, настолько же теперь всё устремилось к хаосу и вседозволенности. Надеюсь, однажды этот маятник перестанет колебаться с таким размахом, и общество придёт к каким-то нормативным вариантам в рамках закона и общечеловеческой культуры и этики.

А пока — ленты всех соцсетей в последние дни пестрят новостями про свадьбу английского принца. Понятно, что в постах и комментариях проявляется много разных механизмов: там и проекции, и переносы, и попытки отвлечься от своих задач и проблем, и много чего ещё. Разговоры крутятся вокруг того, что невеста старше, невеста была замужем, невеста меняла веру, невеста актёрка, причём посредственная, невеста женила на себе принца, у невесты плохое платье, жених лопух, королева недовольна...

Так и хочется спросить: люди, как ВАС лично касается всё это? Почему вы позволяете себе махать кулаками там, где уже начался нос королевской семьи? Если жениху невеста кажется достойной, если королевская семья сказала своё "да", если невесту устраивает её платье, если британцы высыпали на улицы и приникли к телевизорам, восхищаясь свадьбой, то как всем комментаторам это мешает жить? Всё, что связано с этой свадьбой, никак не влияет на качество жизни, безопасность и прочие важные характеристики жизней других людей.

Пост про "свободу махать кулаками" очень давно лежал в заготовках, а королевская свадьба стала стимулом его дописать. К тому же, благодаря ситуации вокруг неё и другим событиям последнего времени я окончательно сформулировала свою позицию по некоторым вопросам на текущий момент. Если жизнь и действия другого человека не причиняют мне, моим близким или другим людям физического, психического, материального вреда, если меня не спрашивают, как поступить, если чужой кулак не машет в непосредственной близости у моего носа, то эти другие люди имеют право жить так, как хотят. Даже если мне это кажется удивительным, странным или неприемлемым. Я могу испытывать любую палитру чувств по этому поводу, а могу не думать об этом вовсе. Я могу использовать какие-то наблюдения как собирательные образы и примеры для своих размышлений и статей, но без тыкания носом тех, кто мне не понравился. Я могу сама не делать так, как делают они, но я не буду воевать за то, чтобы все делали, как я. Потому что я тоже могу ошибаться в своей правоте. Но моя терпимость к нарушениям законов, в результате которых ухудшается качество моей и моих близких жизни, резко снижается и стремится к нулевой.

Кстати, говорят, в Англии люди и впрямь живут по поговорке, с которой я начала эту статью. Сама не была там, не знаю на опыте. Но информация из книг, из блогов тех, кто давно живёт в Англии или часто там бывает, другие английские поговорки скорее свидетельствуют о том, что там принято уважать чужие границы и уметь не мешать другим.

PS. Перечитала. Осталось ощущение недописанности. Но понимаю, что если опять отложу, то придётся ждать следующей королевской свадьбы.)) Поэтому либо буду редактировать со временем, если мысли какие-то придут, либо в обсуждениях что-то ещё полезное родится.

28 комментариев:

  1. Оля, давно поступаю также: пока это меня не касается, не затрагивает мои границы, то живите как считаете правильным! Единственное, когда вижу несправедливость по отношению к другим, то тут меня заводит!))) Не могу промолчать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, да, иногда невозможно удержаться, настолько бывают цепляющие ситуации.

      Удалить
  2. Я знаю другу версию этой же мысли: моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Так и стараюсь жить. Хотя не всегда получается, увы :( Есть ещё, на чём работать.
    А в Англии так и живут, да, причём внутренне они ощущают себя гораздо более свободно и непринуждённее, чем мы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, есть и такой вариант, но его ещё быстрее всякие "деятели" в свою пользу переиначивают: "Я свободен делать, что хочу, даже если это за пределами закона". Типа "Хорошо быть кисою, хорошо собакою: где хочу, пописаю, где хочу, покакаю"...

      И да, я вот тоже думаю (а порой и на опыте что-то удаётся проверить), что при соблюдении такого стиля поведения люди в целом себя свободнее и безопаснее могут чувствовать.

      Удалить
  3. Давно поняла и приняла эту мудрость, но главное её еще применять в мыслях, чтобы еще и не осуждать. Другое дело, когда нарушают мои границы, нагло вваливаясь с советами и носотыканьем, терпеть не могу, завожусь и дальше скандал. Как бы еще научиться отстраненно принимать такую непрошеную критику и влезание, без последствий для своих нервов.)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ох, Лиза, с применением бывают сложности у всех. ))) Приходится каждый раз очень быстро искать наиболее подходящий для ситуации вариант, как реагировать, и не всегда с первой попытки находится лучший.)) Но практиковаться надо каждый раз, и однажды этот навык станет устойчивым.

      Удалить
  4. Оля, есть над чем задуматься, надо моим мальчишкам пословицу про кулаки перевести))), не дерутся, но подначивают, это я к тому, что свобода не только на физическом уровне должна ощущаться, но и комфорт рядом с тобой на психологическом, это я так вслух размышляю , спасибо за пост.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хадижа, это точно! Психологические границы бывают более часто продавливаемы, чем физические. Поэтому важно учить детей пониманию своих и чужих границ в разных их проявлениях. Рада, что было полезно!))

      Удалить
  5. Оля, вот прям мои мысли озвучила. Эффект маятника... Когда-то мой учитель назвала его "эффект пружины" - если долго и сильно сдавить, то она при распрямлении еще больше становится. И я всё время думаю, почему у нас с одной стороны "делаю, что хочу", а с другой этот же человек готов "разложить по полочкам всю английскую семью". Возможно, что сказывается зажатость прошлого наследия, отсюда и желание осудить других. И вот этот перекос "что хочу, то творю" от нахлынувшей свободой, а что с ней делать, как по-людски жить с ней... это еще не ведомо, это предстоит осознать.
    Еще задумываюсь над одной, вытекающей отсюда теме. Как-то иоя знакомая сказала мне: "Мой ребенок спросил разрешения поступить определенным образом. Внутри я чувствую, что это нехорошо, но не смогла подобрать аргументов и слов, поэтому разрешила". Есть понятие свобод индивидуума, но есть же что-то важное не для конкретного человека, а для всего общества, для определенной страны, общины, школы и т.д. Как тут определить, "мой ли это нос", или это уже территория "наших общих носов", а кто-то пытается на нее посягнуть. И вот вроде одному конкретному индивиду по носу не попадет, но есть чувство, что действие другого принесет вред чему-то бОльшему, чем собственный нос. Тут одним воспитанием не отделаться, тут нужно нечто бОльшее. Мораль общества, возможно. Не знаю. Но мысли по этому поводу меня заставляют задуматься и о моих собственных поступках. Слышала разговор двух водителей маршрутного такси (восточных товарищей): "У соседа воровать нельзя, и у пенсионерки нельзя. У государства можно." Т.е. "ничей нос не пострадает".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, да, явно живём в каком-то переходном моменте и получаем все "прелести" нестабильности установок, ценностей и убеждений в социуме...

      И про то, как связана свобода личная и свобода общества, кого в какой ситуации предпочесть и кому что позволить - это важные вопросы, и философам ещё много предстоит о них спорить и думать. Как найти баланс между моралью в обществе, которая стимулирует всех вести себя достойно, и морализаторством, которое подавляет личность и творчество...

      Удалить
    2. Наверное, когда тот самый баланс будет найден, закончится и этот переходный момент. И хорошо, что есть мысли, размышления. Полагаю, что не у меня одной, а значит, сообща, найдем этот баланс.

      Удалить
  6. Оля, я думала, что для меня эта тема уже давным давно решённая, потому как и первый муж, и нынешний, и длительное духовное развитие, и проживание среди людей, уважающих свободу личности не из вежливости, а по сути...думала, что всё это давно отучило меня сплетничать,критиковать и любым другим способом тратить жизненную энергию на негатив. А вот и нет))) Меня теперь раздражают те, кто этим да занимается))) "Ну вот какие же они не развитые, как так можно!" Ловлю себя на этом и смешно становится...
    По-моему, такие моменты случаются, когда я с собой не в мире. Чем-то недовольна. Осколок кривого зеркала из Снежной королевы до сих пор попадает в глаз иногда. И растопить его можно только теплотой любящего сердца. Всё давно известно.
    Сумбурно,наверное...ННоиз моего лежачего положения, это самый логически связанный текст, который мне удалось извлечь из моей съехавшей крыши)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лен, сорри, что не в тему, что значит "из моего лежачего положения"? Я-то думала, что вы путешествуете.

      Удалить
    2. Лена, вот да - подобные темы как черти из табакерки порой выскакивают там, где казалось бы с ними давно разделалась. ))) Что и где нас затриггерит - не всегда можно предсказать. А в том, как нас раздражают те, кто что-то "не так делает", тоже есть повод для разбирательства с собой: чего это я себе запрещаю или не признаю в себе этой части, что меня так другие задевают? ))) Я стараюсь присматриваться к тому, что меня в поведении других цепляет. Кстати, в своё время разобралась именно с чрезмерной законопослушностью и следовании правилам. Обнаружила, что это мешает мне быть гибкой и спонтанной, а потому сильно цепляло, когда это себе позволяли другие. )))

      Крышу лови скорее, пока далеко не убежала!))) Она тебе ещё пригодится, вон даже со съехавшей текст отличный написала. А уж когда на место поставишь, вообще хорошо будет.))

      Удалить
  7. Наталья Федосеева23 мая 2018 г. в 21:41

    Увы, но у многих в голове полнейшая путаница. Свобода и вседозволенность - это разные понятия, а у некоторых получается, что одно и то же. Как это исправить? Воспитывать, перевоспитывать? Но кого? Детей? Родителей? Тема сложная. Думаю, что почти все идет из семьи. И тут надо принимать какие-то серьезные меры по выработке моральных нравственных норм и правил.
    P.S.Ваше новое фото очень понравилось.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, спасибо большое!))) Да, вседозволенность вдруг стала тем же, что и свобода, к сожалению. Воспитывать надо в первую очередь родителей - в семейной системе всё начинается с верхних уровней, и проблемы, и их решения. Но и детей тоже надо направлять, потому как нынче мир несколько поменялся, дети по-другому получают и усваивают информацию и потому иначе образовывают и воспитываются. обгоняя в чём-то родителей. Непростое время, в общем. Про детей тоже есть начатый пост, надо дописать.

      Удалить
  8. Оля, вот какой раз захожу, чтобы сказать тебе, что хорошо выглядишь (это я про новое фото в колонке), а тут такая тема, что зависаю и забываю :)))). Платье очень красивое, даже не пойму, но чем-то так взгляд зацепляет, хочется его рассматривать и рассматривать :) И тебе очень идет :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо тебе огромное! ))) Да, платье интересное, я в него влюбилась с первого взгляда. ))) Надо по какому-нить поводу пост написать и в рост его показать. Вот только прогнозы наши на лето грустные, непонятно - успею ли все летние одёжки повыгуливать...

      Удалить
  9. Оля, какая ты красавица на фото! Элегантная и утонченная леди, прямо как из царской семьи.
    Свобода и вседозволенность это сложная тема. Я тоже излишне вежлива, а можно было бы ответить иногда погрубее, но я лучше отвернусь и промолчу, чем нагрублю человеку. Даже тому человеку, который перешел все границы.
    Оленька, приглашаю тебя в гости за моими ЯГОДНЫМИ кексами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташенька, большущее тебе спасибо! )) Прямо смущаюсь)))

      Про вежливость чрезмерную - да, бывают моменты, когда и впрямь проще отвернуться. Но порой важно и для себя, и для других в какой-то ситуации "рыкнуть".)))

      За кексами сейчас схожу))

      Удалить
  10. Оля, спасибо. Я всё поняла. Постараюсь не нарушать погранзону)
    Ага, есть такое у меня,каюсь, но я на пути к исправлению))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, у многих такое есть. ))) В каждой конкретной ситуации приходится осознавать и отслеживать - по какую сторону границы сам находишься и другие по отношению к тебе. И бывает по-всякому, конечно, но если есть некий внутренний эталон, то обнаружить и исправить нарушения бывает проще. И вот с этим самым "эталоном" что-то в последние годы не всё хорошо...

      Удалить
  11. На днях только эту пословицу своим девчонкам-ученицам напоминала. В современных детях это понимание вовсе не воспитывают((.
    Самое странное, что те, кто стараются не нарушать свободу других, чаще всего не могут и постоять за свою. У нас за стенкой живет бабушка, которая приходила скандалить каждый раз, когда ребенок занимается на пианино (надо заметить - в допустимое законом время): то у нее мигрень от его игры, то дедушка после ночного дежурства спит, то после обеда отдыхает. Так было до тех пор, пока моя мама ей не сказала: "Скажите спасибо, что не на барабане". Вроде успокоилась)). Зато ее дедушка постоянно курит на площадке, мой ребенок старается не дышать, пока из подъезда не выйдет. И это не смотря на то, что внизу объявление висит про штраф в размере 500 р. И как ему сказать? Как наши права защитить? Кто этот штраф будет с него взимать? Специальная комиссия, которая поймает его на месте преступления? Или каждый пострадавший?...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, вот да, так бывает, когда чужие границы не нарушаешь - но и за свои трудно вступиться. Это тоже некий неполезный перекос, та самая "избыточная вежливость". Приходится постоянно искать баланс между "оставаться вежливым" и "защитить себя". Про курильщиков - у нас сами участковые выписывают штрафы, и если штраф не оплачен, то у человека много проблем с банками, с выездом за границу. Мы же нынче все "посчитаны и переписаны", так что один штраф везде будет высвечиваться.

      У нас некоторое время назад тоже какой-то персонаж повадился курить в подъезде. Поймать не удавалось, но дважды обнаруживала и выносила по пути в мусорку его баночки-пепельницы. Обустроился явно с комфортом и надолго. И тут в местных новостях в инете попадается статья, про то, как в соседнем городе курильщики заплатили сколько-то миллионов тенге штрафов. Я сделала скрин статьи, выделила красным маркером ключевые фразы про тех, кто в подъезде курил, и сопроводила крупной надписью про то, что "сосед, который повадился курить в подъезде, - следующий". Распечатала и вывесила внизу в подъезде. Как бабки отшептали. ))) С месяц уже нет ни запаха, ни окурков. Объявление, кстати, до сих пор висит - никто не сдёрнул. Вот теперь надо подловить новость про работу экологической полиции и повесить объявление про мусорные пакеты в подъезде. )))

      Удалить
  12. Тяжело в наше время с обострённым чувством справедливости жить...Ценности изменились человеческие.Единственное средство борьбы (ужасно) стала видео- и фото съёмка,как доказательство.У нас в подъезде курили,надоели ужасно,простые увещевания им "по боку".Теперь на улицу бегают в любое время года и возле урны курят,иногда и в подъезде покуривает один моральный у...ц,но очень редко,боится.Вот так теперь живём,раньше соседи дружили и уважали друг друга,а теперь...Да и к остальным окружающим людям это тоже относиться,нет элементарного-уважения! Олечка,ты затронула очень злободневную тему,она (тема) рано или поздно затрагивает каждого человека,главное-остаться Человеком!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, и не говори... С ценностями что-то странное происходит, даже жизнь человеческая обесценилась до невозможности. Тема - да, всех касается, кроме разве каких-то Робинзонов, которым "повезло" на необитаемом острове оказаться. Как-то разучились люди в социум встраиваться в соответствии с многовековыми идеями этики, эстетики, философии. С древности великие умы ломали голову над тем, как быть Человеком, а в наше время многие даже не знают, что умение уважать чужие границы - предмет изучения вполне серьёзных наук...

      Удалить
  13. Тема действительно сложная и касается каждого. Иногда грань отделяющая свободу и вседозволенность бывает такая тонкая.
    Оленька, какое фото чудесное! Платье так тебе идет!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое, Света!)) Да, уловить эту грань и удерживаться на ней в разных ситуациях не так и просто, хотя важно.

      Удалить

Я Ольга, и я рада вам в моём Домике! Если вам захочется что-то для меня написать - обязательно сделайте это! ))) Я читаю все комментарии и по возможности всем отвечаю. А ещё можно просто поставить "галочку" под сообщением - "интересно, забавно, полезно" .))

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...