Страницы

пятница, 1 сентября 2017 г.

Педагогическая поэма

Первое сентября. Красный день календаря для огромного количества людей, больших и маленьких. Для учеников, для учителей, для родителей и даже для детсадовцев и их воспитателей. Для одних — праздник, для других — повод печалиться и начинать обратный отсчёт дней в календаре в ожидании 25-го мая. Мне довелось побывать с разных сторон этой баррикады.


Я ребёнок сентябрьский, поэтому в школу пошла, как и полагается, в законные семь лет. Впрочем, у семейства была идея сослать меня на учёбу раньше, благо, эта учёба в домашних условиях шла уже полным ходом. Но моё слабое здоровье и здравый смысл отца победили, меня решили "не лишать детства". 

В первый класс я пошла рыжей.
Результат эксперимента по окрашиванию волос,
проведённый мамой и её знакомой,
у которой мы гостили весь сентябрь под Алматой.
Жаль, что меня запечатлели только на ч/б фотографии.

В первый класс на торжественную линейку родители не смогли меня повести сами: мама учительствовала в школе, папа — в техникуме, и у них была своя свадьба... было своё первое сентября. А потому меня конвоировали... сопровождали тётя, бабушка и два соседских мальчика, как пажи следовавшие на полшага сзади со своими букетами в свои первые классы. Мы с ними жили в соседних квартирах (2,4,8), и в классах оказались соседних. Почему-то я совсем не помню, виделись ли мы с ними в школе, зато прекрасно помню множество шалостей и проказ, которые всё детство устраивали, гуляя во дворе.

Учительница первая моя, Любовь Степановна, была в своё время первой учительницей моей тёти, маминой сестры, и пользовалась огромным уважением бабушки ещё с тех пор. За годы, прошедшие с выпуска тёти из третьего класса, учительница стала в разы старше и опытней. Именно этим был обусловлен выбор класса, в который меня отдали. Сейчас, с высоты своего педагогического и психологического опыта, я понимаю, что многое могло пойти иначе, будь моей первой учительницей кто-то другой. Например, Зинаида Трофимовна, первая учительница моей мамы, с которой бабушка потом много лет дружила. Но она была уже пожилой и не работала.

Нашли меня? )))

В школу я пошла "дюже вумная": читала чуть не с двух лет, в четыре года со мной торговались по типу "вот прочитай столько-то страниц из Гулливера — и иди гулять", в этом же возрасте в моё недолгое посещение детсада воспитательница усаживала меня перед детьми в группе, давала книжку потолще и велела мне читать, детям — внимательно слушать, а сама уходила куда-то по своим делам. В шесть лет я складывала в пределах тысячи, умножала в пределах сотни и знала, что такое проценты, а заодно прочитала учебник физики за шестой класс и поставила все опыты по механике из него. Детская энциклопедия о двенадцати томах была мной уже изрядно замусолена в процессе чтения. В общем, много ещё можно рассказывать, какой "подарок судьбы" свалился на учительницу, в годы обучения которой на педагога, скорее всего, понятие "индивидуальный подход" ещё не существовало.

Мне с первых дней стало безумно скучно "мекать" и "бекать" звуки и слоги, и я стала развлекать себя разговорами с соседями по парте. Посыпались замечания устные и в дневник, меня стали пересаживать с одной парты на другую — где только я ни посидела за первую четверть! Все парты были мне знакомы, и первые, и последние, и с краю. Закончилось всё первой партой третьего ряда, "первый вариант". На "втором варианте" сидел мальчик, как я сейчас понимаю, с задержкой как минимум речевого развития, а, возможно, и общего. Он был заторможенный, плохо говорящий и ко всему равнодушный. Даже мне, скучающей на большинстве уроков, было нелегко его разговорить. А вертеться к другим соседям под носом у учительницы не удавалось, поэтому спустя несколько месяцев я стала утрачивать интерес к происходящему, на лету хватая всё, что было надо в рамках программы, и "догоняясь" дома, читая запоем и обсуждая с родителями детскую и не очень детскую литературу.

Вдобавок у меня обнаружился отвратительный почерк. Напрочь отвратительный. Развитая мелкая моторика удивительным образом не спасала, как это ожидалось. Кстати, у моей дочери, вырезающей мелкие детали из бумаги с двух лет и делающей прочие мелкие вещи буквально ювелирно, была та же история. Так что корреляция между развитием мелкой моторики у детей и почерком не всегда есть, хотя игнорировать моторику нельзя ни в коем случае — есть чёткая корреляция с развитием и функционированием мозга, причём, во всех возрастах. Но вернёмся к почерку. В те годы уже не существовало предмета "чистописание", и отдельной отметки за него не полагалось. Но мне Любовь Степановна была вынуждена ставить две оценки через дробь, типа 5/3 или даже 5/2. Потому что рука у неё не поднималась поставить плохую оценку за стопроцентно правильно написанное, но так же она не поднималась и поставить хорошую за те кракозябры, которые я изображала, как пьяная курица левой задней лапой.

Эти двойные оценки и были единственным проявлением индивидуального подхода в обучении с её стороны. Во всём остальном меня упорно причёсывали под общую гребёнку. Почему она не могла дать мне отдельное задание на карточке на уроке математики, предложить прочитать более длинный текст на "чтении", подготовить сообщение на "природоведении" или написать рассказ на "русском"? Когда я работала сама учителем в начальной школе, это было основой моей работы, потому что облегчало жизнь не только детей с разным уровнем подготовленности и развития, но и мою собственную! Загружаешь "каждого по способностям" — и все чувствуют себя умными и нужными в классе.

Один из случаев, который до сих пор выше моего понимания, произошёл ещё в первой четверти, когда изучались таблицы сложения и вычитания. Кто учился в семидесятые, помнит учебник математики. Там возле таблицы сложения и вычитания "на два" была нарисована вышка, с которой в воду прыгали лягушки. И таблицу (два плюс один равно три, два плюс два равно четыре, два плюс три равно...) надо было выучить наизусть и уметь рассказывать по порядку и вразброс. Я это всё знала давным-давно, поэтому вообще не парилась подготовкой к урокам, а зря.

В один прекрасный день Любовь Степановна начала спрашивать эту таблицу с мальчика, который тоже не парился подготовкой к урокам, но по совсем другой причине и с другим результатом. Разумеется, он ей не смог ничего ответить, а настроение у неё, видимо, в этот день было так себе. Она сначала громко постучала деревянной указкой по своему столу, призывая хихикавших над одноклассником детей угомониться, потом долго ругала "неуча", выясняя, учил он или не учил эту таблицу и как именно он её учил, а потом грозно спросила у класса: "Кто ещё НЕ УЧИЛ таблицу сложения?! Поднимите руки!"

И я честно подняла руку. Я НЕ учила таблицу так, как она это только что описывала. То есть я НЕ открывала учебник, НЕ читала внимательно таблицу несколько раз, НЕ закрывала учебник и НЕ повторяла на память, НЕ проверяла, всё ли я правильно рассказала и НЕ ходила с учебником с родителями, чтобы они меня тоже проверили. Спросить, кто НЕ ЗНАЕТ таблицы, учительница не догадалась. А я, такая умная, но приученная слушать и уважать старших, не догадалась выйти за рамки её вопроса и сказать, что мне не надо её учить, мне и так хорошо...

Всех, кто поднял руки, Любовь Степановна оставила после уроков учить таблицу. Телефонов в те времена даже городских было немного, так что когда я не пришла домой в положенное время, бабушка всполошилась и помчалась в школу. Застала она меня сидящей в классе и добросовестно отрабатывающей алгоритм "как учить таблицу". Почему-то начать опрос "задержанных" с меня учительница не догадалась (или не захотела?), иначе она могла бы в три минуты выяснить (или вспомнить?), что я прекрасно знаю и эту таблицу, и все следующие, и отпустить меня восвояси.

Когда бабушка обнаружила причину моего "задержания", влетело, разумеется, не учительнице, а мне. Всю дорогу домой она шпыняла меня на тему "почему ты сразу не сказала, что знаешь эту таблицу давным-давно?!", не давая мне раскрыть рот в своё оправдание. Как я понимаю, именно тогда я получила одну из тем, которую потом долго во взрослом возрасте прорабатывала в психотерапии. Условно это можно описать фразой "Стой там, иди сюда — и делай это одновременно!" Как можно спорить с другим взрослым, если свой взрослый не даёт сказать и слова? Как можно доказывать свою "умность" чужому взрослому, если её не защищает и не подтверждает свой взрослый? Кстати, про защиту — это ещё одна тема, с которой в чём-то приходится и до сих пор работать...

В общем, обучение в начальной школе было "весёлым", хотя первое сентября я воспринимала всегда с надеждой и радостью. Потом было ещё обучение в других школах, и первое сентября всегда было разным. А потом было первое сентября в институте — и это тоже было ещё по эту сторону, хотя и шаги на ту сторону, учительскую, уже были. Была даже специальная недельная практика "первые дни ребёнка в школе". А потом я полностью переместилась на учительскую сторону. И это помогало понимать учителей, встречавшихся на моём пути в разные годы, — и одновременно НЕ понимать некоторых из них. Если ты не можешь сохранять нейтралитет ко всем детям, зачем ты остаёшься в школе?! Ты не обязан их всех любить, но быть нейтральным и справедливым в процессе обучения, чутким к особенностям и возможностям каждого, ты должен! Иначе ты больше вредишь, чем приносишь пользы. А учитель ничуть не меньше врача должен руководствоваться идеей "Не навреди!"

Работа в школе приучила меня не любить цветы в букетах. У нас дома их и прежде было много, даже отец из техникума приносил букеты, не говоря уже о маминой школе. Но я тогда была ребёнком и не особо привлекалась к уходу за ними и выбрасыванию, когда завянут. Да и львиную долю мама оставляла в классе. А вот когда я стала учителем сама... В те годы многие школьники шли на первое сентября и День учителя уже не с дачными букетами из астр и гладиолусов, а с покупными — цветочный бизнес начал набирать обороты. И эти огромные букеты с кучей плёнки и фольги заполоняли всё: вёдра, банки, вазы, даже тазы. В классе и дома. И сначала они были красивыми, а потом начинали вянуть и портиться. И их надо было вовремя перебирать, вынимать совсем плохие, менять воду, а потом выносить в мусорку засохшие охапки. С одним-двумя букетами это всё кажется делом нескольких минут. Когда букетов 25-30 — всё выглядит совсем иначе. В общем, годы работы в школе привили мне стойкий иммунитет к букетам, и в каждом цветочном ларьке я вижу большой мусорный контейнер. Увы...

Ну, а потом подросла дочь, и я опять переместилась с той стороны баррикад на эту. К её первому классу я решила завершить педагогическую карьеру, потому что в связи с реформированием системы образования и переездом столицы в когда-то провинциальный тихий Целиноград работа учителя стала совсем не тем, чем была прежде. На собственно учебный процесс учителям оставляли всё меньше и меньше времени, занимая его какой-то бюрократией, написанием отчётов, списков, собиранием статистики успеваемости и хождением на совещания, демонстрации, праздники и прочие выборы и переписи населения. Выбор было сделать трудно, свою профессию я любила, руководила методическим объединением учителей начальных классов и метила со временем в завучи. Но когда я сделала этот выбор и первого сентября привела на линейку дочь, поняла, что он верный. И все 11 лет её обучения, сидя за партой на родительских собраниях, очень сочувствовала учителям, которые стояли у классной доски и говорили одно и то же, транслируя запросы администрации, департамента образования и министерства...


Уже пять лет я соприкасаюсь со школой исключительно в работе с семьями, у которых дети-школьники. Собственных контактов у меня ни по каким направлениям нет. И я всякий раз радуюсь тому, что завершилась со школой, и всякий раз удивляюсь тому, какие благоглупости нынче творятся (по нарастающей!) в системе образования. И всякий раз мне жаль всех участников этого процесса, потому что я была на месте каждого и знаю, что у каждого — своя правда, но доказать её другим или хотя бы уговорить принять эту многоправдивость невозможно.

Наблюдая за тенденциями, я вижу, что мир не стоит на месте, что появляются люди и идеи, которые надеются сделать школу местом получения удовольствия от общения и радости от познания, и верю, что однажды так и случится. И я могу помогать этому с другой стороны, находясь снаружи этой системы. Я могу доносить до людей, приходящих ко мне на консультации или тренинги, как можно быть собой, как нужно защищать свои границы и своё достоинство, как важно быть системой, объединяющейся вокруг своего ребёнка, а не с учителями против него, как помогать детям взрослеть и как при этом заполнять свою жизнь и делать её интересной.

Я по-разному вспоминаю все свои этапы пребывания по разные стороны черты, разделяющей (или всё-таки объединяющей?) обучающих и учащихся. Хорошие, добрые, светлые моменты тоже были, хотя нужно напрягать память, чтобы их вспомнить. И всё же в этот день очередного Первого сентября я хочу пожелать всем, чтобы новый учебный год принёс вам много удивительных открытий, позитивных перемен, интересных встреч, творческого вдохновения и радости познания! Терпения и мудрости вам, взрослые! От вас зависит, какой будут помнить школу ваши дети и ваши ученики. Пусть дорога к знаниям запомнится им как по-настоящему светлый путь! С Днём Знаний!

20 комментариев:

  1. Ольга, с Праздником, с Днём знаний! Наверное, 1 сентября самый ностальгический праздник (после Нового года). Спасибо за Ваши воспоминания о школе "в разных ипостасях." Успехов и хорошего настроения в Новом Учебном году!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, спасибо большое! ))) Да, все через него прошли, через этот праздник, как минимум - в роли учеников. Так что ностальгия имеет место быть у многих. ))

      Удалить
  2. Первое сентября - это уже такой праздник всеобщий. И не важно, есть в семье ученики/учителя или нет. Это уже у нас в крови вспоминать в этот день все, что связано со школой и желать нынешним ученикам/учителям успехов, открытий, терпения, такта и мудрости. Всех с праздником!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, да, это точно))) Как только ввели всеобуч, этот праздник стал касаться всех, и так или иначе - за 10-11 лет школы воспоминания у всех накопились.)) Спасибо!

      Удалить
  3. Ох, коллега! С праздником нас. Вот точно те же мысли по этому поводу. И усиленная подготовка дома, и непонимание с первым учителем, и сложности в отношениях со "своими взрослыми"... Только у меня был ещё один фактор - "внезапный переезд", когда папу переводили по службе и мы командировались вместе с ним. Программа-то в разных республиках немного разная была ))
    В двух ипостасях из описанных я уже побывала, полностью созвучно. Когда побываю в третьей и побываю ли - не знаю. Но подозреваю, что "много нам открытий чудных готовит просвещения век". Школа всё таки довольно ригидная структура... Может будущее таки за удалённым и домашним обучением? ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ася, ага, "те же яйца, вид сбоку".))) У меня вместо переезда была другая засада: я два раза по два года училась в школе, где мама работала, и два года она у нас ещё и математику вела. Вот где был трындец! Я все прелести жизни "учительского ребёнка" по полной хапнула...

      Верю, что тебе и в третьей ипостаси доведётся побывать, так что готовься!)))

      Кстати, про удалённое и домашнее в последнее время попадаются не только позитивные отзывы. Но поскольку меня это вроде как уже не особо касается, я сильно не вникала.

      Удалить
  4. Оля,

    Мою первую учительницу тоже Любовью звали, но она была такая добрая и душевная! До меня она моего брата учила, поэтому мне иногда казалось, что ко мне у неё было особенно отношение...

    С интересом прочитала твои размышления. У меня стаж преподавательский только три года, но думаю, что меня бы не хватило на всю жизнь. Так быстро поменялись ценности и взгляд на учёбу у детей и их родителей. Да и у студентов не было уже той искорки в глазах, которая была у нас в начале 90х...
    Или, может, я ощибаюсь?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, да, так бывает иногда у учителей - чувства, которые возникают во время обучения одного ребёнка, переносятся потом на других детей из этой же семьи))

      В системе образования и впрямь многое поменялось - и сама система, и те, кто в неё приходят в качестве учителей и и в качестве учеников. Не все перемены - в лучшую сторону, к сожалению.

      Удалить
  5. Оля,с праздником ,,с Днем Знаний! У меня внук пошел в первый класс...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, спасибо! Внуку - интересной и творческой учёбы! Пусть школа ему запомнится хорошим!

      Удалить
  6. С нашим праздником - 1 сентября, линейки, букеты-конфеты.... Я второй год не работаю, но в душе легкая грусть по всему школьному. Мои дети тоже были супер готовы к школе. Ну и сентябрьскую дочь я отдала в 6 лет, августовского сына тоже в 6 и ноябрьского младшего тоже... Среднему 21 августа исполнилось 6 лет, читал он с 2 с половиной лет, писал вместе со старшей все, что задавали той. Дочь просто обожала играть в школу, а средний всегда любил учиться, то был он идеальным учеником для опытов подростающей педагогини). И по причине того, что мы переехали в новый район и садиковых мест не было, средний вместе со мной "уселся в декрет".то есть развлекалово было с обеих сторон. Прописи и все прочее, что требовалось для игры, было закуплено и наш ребенок, сам того не ведая, прошел программу первого класса. В то время набирала популярность программа обучения 6-тилеток или нулевой класс. Вот и пошла я сдавать своего в такой. Нас попросили почитать и посчитать до 10, а когда сын почитал со скоростью 140 слов в минуту, директор взяла его в первый класс. Через неделю он перешел во второй и так прыгал дальше..... в результате школа окончена в 13 лет, что ни к чему хорошему не привело. А с младшим вообще конфуз вышел. К тому времени я устроилась работать в школу-новостройку прямо у нас во дворе. Первое школьное собрание - учительница начала говорить какие все тупые и неподготовленные к школе, слушать не приятно. Уже стала жалеть, что не отдала ребенка в безбукварный класс. Выбирала традиционную программу сама, сама себя и ругала). Прошло пару недель и сын, придя из школы, заявил " Вот дура какая, сама только по слогам читать умеет и нас заставляет)" Дальше больше - в тетрадке по математике сложение трехзначных, примеры на умножение. Спрашиваю сына - "Тебе отдельно задания дают?" И в ответ слу
    ышу, что ему разрешили делать все что он хочет, лишь бы другим не мешал. Пришлось срочно идти договариваться и переходить в тот класс, куда не хотела изначально и учиться по Петерсону

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, вот да, когда в стандартную систему образования приходит продвинутый ребёнок, то получается "многая знания - многая печали"... Честно говоря, я не припоминаю людей, которым раннее образование (с 5-6 лет, с перескоками через классы) принесло бы отдалённую пользу. Сразу, пока учится, кажется - оо, как хорошо как быстро, молодец! А потом все эти ускорения либо нивелируются, либо играют против ребёнка. Всему своё время, а более способных или развитых детей надо в условиях тех же классов поддерживать, давая каждому в чём-то проявиться. Ведь бывает, что ребёнок супер-молодец в одних дисциплинах и так себе в других. Почему бы учителям не опираться на сильные стороны каждого - себе и всему классу во благо? Блин, я продолжаю оставаться идеалисткой...

      В общем, Таня, с нашим праздником!)))

      Удалить
  7. Оля, поздравляю тебя с днем знаний! Мне кажется, что всех с ним можно поздравлять и бывших учеников и сегодняшних, учителей и родителей. Все равно День знаний с нами всегда.
    Я в школе проработала всего два месяца - вела рисование и решила, что не буду работать больше в школе НИКОГДА, пошла в академию учиться. А вот два года назад с удовольствием съездила учителем рисования в лагерь и впечатления остались хорошие, все меняется :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, да, как "все мы родом из детства", так и "все мы родом из школы"))) Так что поздравляем всех!))

      Знаешь, вот обычная школа, подчинённая всяким департаментам и минобразам, часто оставляет единственное желание у человека - держаться от неё подальше. А всякие нестандартные формы обучения, бывает, очень вдохновляют и радуют. Здорово, что тебе довелось в другом формате побыть учителем.))

      Слушай, два года с твоей поездки в лагерь! Как время летит! Обалдеть просто...

      Удалить
  8. Оля, спасибо тебе за этот пост! Я в школе проработала две четверти, и то потому, что после первой четверти уже хотела уволиться, но меня директор упросила остаться до Нового года, чтобы мне подыскали замену.
    Сегодня отвела младшего сынульку в первый класс, волнуюсь весь день на работе, как на иголках. И отчего такое волнение? Потому что слишком хорошо знаю, что хорошего и что плохого бывает в школе. Какие бывают учителя (как люди). Потому что я была в школе и знаю ее со всех сторон, как и ты.
    Но в школу работать я ни ногой. Мне больше нравится работать в частном языковом центре, где мотивация у детей и родителей на высоте, а материально-техническое обеспечение педагога восхитительно. И я согласна с мыслью, что если не можешь держать нейтралитет (= уметь не выделять себе любимчиков), то и нечего учительствовать в школе. И я тоже за индивидуальный подход: ибо есть ученики очень выдающиеся, а есть слабенькие, как можно их уравнивать, надо по-разному их нагружать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, пусть у сына всё сложится наилучшим образом! Да, человеческий фактор во многих профессиях играет большую роль, а в учительской и воспитательской деятельности - прямо колоссальную. Жаль, что при поступлении на учёбу и периодически во время работы всех учителей не тестируют как следует на профпригодность именно в человеческом плане.

      Работать точно там, где лучше мотивация у человека, будь то хоть пациент, хоть клиент, хоть ученик. ведь недаром есть анекдот: "Если пациент хочет жить, то медицина бессильна")))

      Удалить
  9. Оля, поздравляю с днем знаний!
    У меня особые отношения со школой, не хожу на встречи выпускников и ноги моей в здании школы не будет. Учиться всегда любила и люблю до сих пор, но с достойными преподавателями, к сожалению, сталкивалась редко. И дело не только в знании предмета, но и в психологии и подходе. Мама моя тоже преподаватель, но тиранистый, так что лично мне доставалось от нашей несовершенной системы образования не только в школе, но и дома))
    Спасибо за пост! Интересно и познавательно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Фата, рада, что понравился пост! )) Я тоже не была ни на одном собрании никаких выпускников и ни разу не думала о том, что мне туда надо. У меня понятия "учиться" и "школа" - не близнецы-братья. Я тоже люблю учиться, но с возрастом это можно делать даже на уровне самообразования, а многие, кто школу закончил по всеобучу, так ничему и не научились,увы, И некоторые - именно из-за учителей.

      Родитель-педагог - это отягчающий анамнез в истории клиентов психолога.))) Сама до сих пор разгребаю последствия, так что очень тебя понимаю!))

      Удалить
  10. Оля, поздравляю с праздником! мне повезло с учителями - все были отличные педагоги и удивительные люди, теперь таких в школе нет. сын в 6 лет хотел пойти в школу, умел читать и считал до ста. но в 7 лет на выпускном в садике он уже говорил что в школу не хочет. откуда это взялось не понимаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, спасибо большое! ))) Классно, тебе и впрямь повезло! У меня, если попробовать посчитать, наверное, было 30/30/40 соотношение: те, с кем сильно повезло/те, с кЕм сильно не повезло/те, кому было в общем-то всё равно и они просто вычитывали свои часы. Хотя, возможно, я неточна в своей оценке. надо как-то на досуге повспоминать подробнее.)))

      А ещё - есть такая идея в каких-то философских учениях, что нас учат все, с кем мы встречаемся, и важно понимать, чем и кто нас научил. Наверное, в каждом учителе был свой смысл. ))

      Про детей - вот да, интересно, есть такие, которые перед первым классом категорически туда не хотят при нормальных в целом условиях.)))

      Удалить

Я Ольга, и я рада вам в моём Домике! Если вам захочется что-то для меня написать - обязательно сделайте это! ))) Я читаю все комментарии и по возможности всем отвечаю. А ещё можно просто поставить "галочку" под сообщением - "интересно, забавно, полезно" .))