суббота, 20 января 2018 г.

Работа под знаком хюгге

Когда-то я работала в школе вовремя сбежала... учителем начальных классов. И однажды давала открытый урок литературного чтения. Не помню уж, какое произведение мы изучали, но "мораль урока" крутилась вокруг труда и его важности. И в какой-то момент я спросила детей, какие поговорки о труде они знают. "Кто не работает, тот не ест," — сообщил один ученик. "Без труда не выловишь и рыбку из пруда," — добавил второй. А третий бесхитростно так заявил: "Работа не волк, в лес не убежит". Комиссия из учителей и завуча, сидящих в конце класса, ржала, как табун по какой-то случайности несъеденных волком лошадей. "Блин, а ведь он прав!" — подумала я, хотя урок довести пришлось.


Итак, сегодня в рамках седьмого задания проекта Хюгге-зимовка поговорим о хюгге на работе. У кого как, а моя работа в настоящее время даёт много простора для ощущения хюгге, удовольствия, счастья и радости. Как это ей удаётся? Давайте посмотрим и попробуем составить список, из чего это самое хюгге складывается. Напоминаю всем, кто не знал, ))) — я семейный системный психолог.


1. Все помнят, что я ленива? ))) Кажется, в это никто не верит, но это так. Поэтому я работаю в частном центре, где у меня очень вольный график работы. Я не загружаюсь на всю неделю под завязку, я оставляю себе свободные дни, я не консультирую с утра до ночи в режиме нон-стоп, я вообще не консультирую с раннего утра — только группы с 10 часов и далеко не каждый день. Я могла бы это делать, но а) это не будет хюгге, б) меня надолго не хватит. Поэтому когда я еду на работу, таксисты порой удивляются: на работу? С такой довольной физиономией?! Вы серьёзно?


2. Я работаю из дома по скайпу. Тут и лень, и хюгге могут развернуться на всю катушку, потому что а) не надо тратить силы на то, чтобы добраться до центра, б) дома, как говорится, и стены помогают. Хотя не всегда и не со всеми темами я работаю по скайпу — есть вещи, для которых необходим личный контакт,  как минимум поначалу. Но очень многое можно с комфортом делать в он-лайне.

Сломался двигатель. Водитель машины долго подкручивает
и подвинчивает детали, нажимает на разные рычажки —
ничего не помогает. Подходит к нему мастер,
бьет молотком по капоту
двигатель работает.
Он просит водителя заплатить ему 100 руб.
"За что?"
спрашивает водитель.
"Один рубль
за то, что ударил молотком,
а 99 руб.
за то, что знал, куда ударить,"
отвечает мастер.
3. Я работаю в классическом системном семейном подходе (в основном, хотя дополнительно использую разные другие подходы и направления). А у системных психологов есть такая установка: "Если "системщик" устаёт во время консультации, значит, он что-то делает не так". Так что во многих случаях я "отдыхаю", а клиент/семья работает. ))) Ага, за свои деньги. Правда, работа клиента/семьи становится возможной благодаря тому, что я знаю, "куда ударить". ))) Ну, не клиента конечно же. ))) И, знаете, какое хюгге наблюдать, как эта работа совершается? 


4. У меня нет никакого дресс-кода. Хотя нет — бессовестно вру. Есть. Но ограничения очень и очень малы, я и так практически не ношу того, что нам, системщикам, не рекомендовано. Это прозрачная одежда, глубокое декольте и короткие облегающие юбки. Когда ко мне приходит семья, то во время работы мне порой приходится наклоняться к ребёнку или усаживаться с клиентами на пол. И как бы мы ни располагались, у меня нигде не должно ничего "сверкать", а у клиентки не должно появляться непреодолимое желание закрыть мужу глаза ладошкой и за руку утащить побыстрее и подальше от моего кабинета. Всё остальное — на моё усмотрение. Поэтому я одеваюсь так, чтобы в первую очередь доставлять удовольствие и нравиться себе. Когда я одета так, что это соответствует моему мироощущению в данный момент, я чувствую себя комфортно, могу быть собой, быть конгруэнтной. А поскольку я работаю собой, это очень важно и очень полезно для клиентов. 


5. Моя работа предполагает непрерывное обучение и самообразование. И общение с коллегами — это особое хюгге последние три года. Я раз в квартал отправляюсь на несколько дней в Караганду на очередной модуль длительной программы. Мы втроём-вчетвером снимаем одну и ту же квартиру. Отрешившись от домашних забот, погружаемся в обучение, общение, проживание нового опыта. Актуализируются какие-то личные темы, появляется новое видение. Ужины после дня обучения, разговоры допоздна, завтраки наутро, разговоры в поезде под перестук колёс... Как жаль, что остался последний модуль, и именно это чудесное "хюгге на выезде" завершится! Прямо очень, очень жаль... Правда, у нас есть ещё встречи здесь, в Астане, есть совместная работа в котерапии, есть завтраки в кафе или у кого-то из нас дома. Но выезд — это нечто волшебное. Хюгге-концентрат.


6. Видимо, ещё с детства, таская у родителей-педагогов какие-то штуки для опытов по физике из раздела "Механика", а потом работая в школе, я привыкла к тому, чтобы использовать всякие наглядные пособия. Моя нынешняя работа — просто рай для того, чтобы применять всякие штучки: фигурки людей и животных, картинки, пуговки, всякие предметы, карандаши, краски и бумагу. Поэтому для меня особый кайф — это найти и/или купить что-нибудь интересное и полезное, а потом применить и увидеть результат. Кстати, работа со скайпом ограничивает в этом, поэтому там приходится восполнять хюгге комфортным сидением дома.


7. Особое хюгге для меня — получать от клиентов обратную связь о том, какие изменения с ними происходят после работы. Ведь в кабинете или тренинговом зале за время сессии совершается максимум 10% всей работы, остальные 90% клиент делает там, где живёт, и делает их сам. Увы, не про всех клиентов мы, психологи, узнаём, что с ними случилось. Бывает так, что они не совершают свою часть работы — и изменений нет. Бывает так, что изменения происходят — но они не связывают этот с работой на сессиях ("само получилось"). Бывает так, что изменения происходят — но клиенту становится не до того, чтобы сообщить о них. Т.е.психолог работает, а результата очень часто не видит. Но есть клиенты, которые лично или в переписке сообщают о своих изменениях, и это такой кайф, узнавать про них! Сниженный вес, налаженные отношения в паре, с детьми/родителями, с друзьями/коллегами, завершённый "незавершённый" развод, сыгранная свадьба, рождённый ребёнок, "отредактированная" самооценка, успешно пройденный кризис, встреча с настоящим собой... Порой об этих изменениях сообщают новые клиенты, которые на вопрос "как вы про нас узнали?", отвечают: "А вот моя подруга/родственница/коллега у вас была, вы  ей очень помогли, и она мне вас порекомендовала". Когда я получаю такие весточки, на душе становится так тепло и уютно, как никакой камин с пледом не смогут обеспечить.


В общем, как-то так, пусть пунктов будет семь — как номер задания. ))) А я пойду хюггачить сертификационную работу для завершения обучения. И думать — куда я влезу дальше, ибо у нас, психологов, с обучением как у нормальных людей с ремонтом: можно только приостановить, но нельзя закончить. )))

37 комментариев:

  1. Оля, как мне понравилась фраза: " я работаю собой"))), очень благодарна психологам, которые в свое время помогли мне найти себя, с того времени и почитываю и интересуюсь психологией, это мое хюгговское доморощенное хобби))), не даром я свою страсть к художественной литературе дополняю нонфикшн, что неплохо сказывается на развитии своего скромного "я". Вообще полагаю, тот кто поставил точку на самообразовании, поставил точку в своей жизни. Вот к таким философским размышлениям подвел меня твой пост. Умение найти правильную точку и еще ударить как надо, это ценно. Спасибо тебе за твой труд и твои жЫринки, что заставляют работать мое серое вещество.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хадижа, спасибо большущее! )) Рада, что психологи и психология в твоей жизни сыграли важную и полезную роль! И что ты об этом говоришь. Да, я на сто процентов согласна с тобой про непрерывность развития - развитие вообще свойство всего живого, так что кто перестал развиваться - считай что умер, только его пока не хоронят.)) И отдельная радость у меня про то, что и мои размышления тебя бывают полезны! Спасибо за такой отклик!

      Удалить
  2. Оля, так и просится вопрос о заработке) Хотя бы в вариантах: небольшой, средний, достаточный.
    Я тебя очень понимаю, сама работаю не выходя из дома и после бешеной загруженности 24/7, после мегаответственности за имидж издания, свою репутацию, коллектив, после потраченного в маршрутках времени и выкинутых на такси денег, чтоб добраться до офиса и обратно, считаю, что возможность работать из дома - это просто РАЙ!
    Котерапию сначала прочла как КОТОтерапию)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тоня, как обычно в сдельно работе - заработок зависит от количества отработанного времени. ))) Тут как девочка с дудочкой и кувшинчиком: много времени на работе - мало свободного, но много денег. Когда сезонные колебания - мало времени на работе - меньше денег, зато много свободного времени.

      Из дома работать - это вообще идеальный вариант! Ещё бы группы можно было из дома вести, вообще чудо было бы.))) А то у нас в городе ситуация с добираловкой на работу стала с прошлого лета прямо совсем скверная. ((( Повсюду понаставили видеокамер для фиксации нарушений ПДД и понаделали выделенных автобусных полос, так что теперь такси поймать - надо ещё поискать, где притулиться, чтобы машину олстановить. ((( Общественный транспорт для меня не вариант. В общем, ищу баланс в этом направлении.))

      Про КОТОтерапию - дык неудивительно, я бы и сама так прочитала - настолько в моём блоге всё КОТками пропитано))))

      Удалить
  3. Оль, "котерапию" тоже прочла как "кототерапию" и удивилась.
    Хорошо, что тебе нравится твоя работа. Хорошо, что ты можешь жить ею, и вне её. Отлично.
    Пойду и я напишу про работу...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя, знаешь, вот иногда думаю про терапевтов зарубежных, которые дома практику ведут, и понимаю -у меня коты точно были бы КОТОтерапевтами, работая я на дому)))

      Про работу - вот да, мне тоже нравится вариант, когда можно жить вне работы. Помнится, когда я в молодости в школе работала, у меня не только я - всё семейство жило моей работой. Все для меня что-то делали: пилили, красили, клеили, прибивали и т.д. Печальный вариант, на самом деле...

      Удалить
  4. Вот оно, счастье)
    Всё гениальное просто. Рада за тебя. Не каждому удается заключить мир с самим собой)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, спасибо большое! ))) Да, гениальное просто, но не на каждом жизненном этапе. Хотя бывает, когда люди к такому миру с самим собой очень рано приходят и всю жизнь так живут. Мне вот это с течением лет удалось сделать - но кто знает, куда и как дальше всё повернётся)))

      Удалить
  5. Оля, какая ты счастливая, как это хорошо, что работа у тебя приносит радость и удовольствие.
    Я, к сожалению, лишена этого. У меня сейчас работа - стабильный заработок, а творчество - для души. Но в целом моя душа довольна, баланс найден.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо тебе большое! ))) Да, бывает и так, как у тебя сейчас. Хорошо, что ты нашла баланс, судя по твоему творчеству, он хороший.))) На моей работе тоже всякое есть, кроме удовольствия - просто Наташа в задании просила не писать о минусах)))

      Удалить
  6. Оля, как я тебя понимаю! Это такое счастье, когда работа в радость!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, большое спасибо! Да, обычно люди очень много времени проводят на работе, и если всё это время не в радость - то это очень грустно...

      Удалить
  7. Как хорошо работать в комфортном режиме! И заниматься любимым делом! Рада за тебя!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, спасибо большое!)) Да, многое зависит от режима работы, иногда даже при том, что работа одна и та же, люди при смене режима на более комфортный чувствуют себя намного счастливыми.

      Удалить
  8. Как же это прекрасно, когда работа приносит удовольствие! До не давнего времени моя работа не то что не при носила мне удовольствие, а даже наоборот раздражала и со временем образовалось отвращение к ней. Стах перед "в никуда", а потом решительный шаг. Сейчас я тоже работаю из дома, не могу сказать что получаю огромное удовольствие от процесса работы, но график более менее удобный, можно подстроиться. И в свободную минутку что-то повязать или сделать мелкое по дому. Использую все свое время с пользой. Что и приносит удовольствие.
    По доброму завидую людям у которых есть любимая работа, которые занимаются любимым делом, с большим удовольствием!!! Молодцы!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо большое!))) Вот да, только что выше Тане написала - даже если работа неидеальна, если график и место работы более комфортные, то "жить стало легче, жить стало веселее". ))) Правда, при работе из дома важно организовываться правильно, чтобы разделять работу и личную жизнь, и это тоже требует определённых усилий и осознанности)))

      Удалить
  9. Оля, очень дельный и своевременный пост! Есть, о чем задуматься. К сожалению, в моей нынешней работе помощником директора есть только один плюс: график с 8 до 17 с возможностью отлучений по срочным делам (поликлиники, утренники и пр.). Ценю эту свободу. Ну а душа моя поет только во время ведения уроков английского, коих для достижения состояния счастья должно быть мало в неделю (не более 10-12 уроков). Если я брошу нелюбимую работу и перейду в преподавание в умеренном счастливом режиме, то зарплата будет маловата. Но планирую так сделать в будущем. Ведь как ни крути, все равно жизнь приводит нас к тому, что мы становимся самими собой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, вот дааа! Можно долго от себя бегать - но это обычно приводит к неудовлетворённости жизнью, болезням и истощению моральных и физических сил. Не очень приятный и полезный результат. Если есть ощущение реального дискомфорта - может, всё махом и нельзя обрывать и кидаться в неизвестность, но думать о том, как стать ближе себе и своим потребностям, всё равно надо. Надеюсь, у тебя всё получится!

      Удалить
  10. Оля,

    Ты очень счастливый человек!
    Не у каждого получается любить свою работу и работать собой! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, спасибо большое! ))) Ну, не всем и надо работать собой, мне кажется. ))) А вот психологу больше и нечем, так что приходится учиться быть от этого способа работы счастливой)))

      Удалить
  11. Оля, прекрасно! Это и есть грамония, баланс, радость. И возможность хюггячить. Хотя труд психолога не самый лёгкий. Найти больное место и сделать его здоровым- это как хирург. Работа и ответственна, и сложна. Но и творческая. Меня зацепило две фразы"я работаю собой" и завершенный"незавершённый" развод. Как говорится, у кого, что болит....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиля, большущее спасибо! )) Да, ты права - труд психолога та ещё "работа - из болота тащить бегемота"))) Это я просто все стороны не описываю - от задания зимовки пляшу.))) На самом деле, мы, психологи. можем только помочь клиенту найти больное место и предложить инструменты для того, чтобы сделать его здоровым. А уж захочет он или нет их применить и выздороветь - это целиком его ответственность. Как у Жванецкого: "Если человек хочет жить, то медицина бессильна". Так и тут - если человек хочет страдать, то бессильны все психологи и психотерапевты мира...

      И ты очень точно подметила - "у кого что болит". Каждый из нас в каждом тексте и в каждом разговоре видит, слышит и читает про себя, про то, что у него "болит и чешется", про то, как он устроен. Тоже в планах есть написать про это отдельный пост. Ох, чувствую, блог из рукодельно-кулинарно-прогулочного точно таким макаром в психологчиеский превратится)))

      Удалить
  12. Как сказала много лет одна наша преподавательница: "Психолог - это не профессия, это состояние души" :) Правильно говоришь, мы - это наш самый главный рабочий инструмент, требующий постоянного совершенствования, ремонта и заточки ))
    Правда, когда попадаешь в систему образования хоть педагогом, хоть психологом, легко разочароваться в выборе. Очень инертная, закостеневшая среда, много работы "на бумагу", а многие функции низведены до секретарских...
    Сейчас в работе напрягает только сидение "от звонка до звонка", ибо завод. А приношу я пользу или попочасы отсиживаю - никого не волнует. Ну не могу я продуктивно работать в последние 30-40 минут рабочего дня, как и любой нормальный жаворонок... да и чаще всего рабочие задания к этому моменту завершены и сданы. Но уйдёшь раньше - здравствуйте, уважаемые безопасники :) С другой стороны, у меня есть работа, что в текущей ситуации с переходом под внешнее управление вообще чудо... Поэтому не выделываюсь и в этом временном кармане приспособилась читать или делать что-то полезное для себя.
    Из 7 хюггистых характеристик работы совпадают 5. Выходит, "всё не так уж плохо на сегодняшний день" ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ася, вот при всей моей любви к системам и системности из системы образования я удрала именно из-за того дурдома, который, там на заре нашей независимости начал формироваться. Сейчас когда узнаю от клиентов и коллег про прибабахи этой системы - всему греческому Пантеону благодарственные молитвы возношу, что вовремя слиняла.

      И вот, кстати, вот это сидение "от меня и до заката" - самое тупое, что можно придумать. Работать надо не много - работать надо головой. Увы, на многих предприятиях и в организациях эта мысль не приживается как неподходящий по всем параметрам донорский орган...

      Хорошо, что для нашей профессии читать - это одно из обязательных занятий, тебе этот час последний можно хотя бы с такой пользой употреблять. )) А какие два пункта у тебя не совпали?

      Удалить
    2. Знаешь, я тоже рада, что ушла из образования. Как минимум, из школьного. Сейчас двое знакомых работают учителями - слушаю и возношу благодарности уже упомянутому тобой коллективу. Апофигей предновогоднего креатива от одного из их директоров: провести в абсолютно не поющей школе конкурс хорового пения. У нас даже чат взаимопомощи носит название "День учителя, чтоб его за ногу... и другие мероприятия" ))

      Промышленные предприятия - это всё таки режимные объекты с закрытой территорий. Тут мышление и правила очень-очень устоявшиеся - сидят все )) Шляйтесь по коридорам, пейте чай, но не сметь уходить раньше. Даже если у вас кабинет не на территории завода, а в числе забортовых сопутствующих объектов))

      Не совпали как раз первые два - график работы и возможность делать свою работу удалённо. Остальное - +/- сошлось ))

      Удалить
    3. Про образование и "сопутствующие развлечения" в виде выставок/праздников/покупка учителями билетов на никому не нужные мероприятия/махание флажками в толпе "радостного" народа на морозе/прочий всякий бред - да, это капец на всём постсоветском пространстве, похоже. Диву даюсь тому, как там выдерживают те, кто не сбежал. Либо совсем уже некуда бежать, либо такая безумная тяга к работе с детьми, либо характерология такая...

      Про не совпавшее - ыыы, я снизу вверх покрутила свой пост, вроде всё совпадает, а до первых двух и не докрутила в задумчивости.))) Да, у меня двоюродная сестра в России работала на закрытом заводе инженером - как в тюрьме. Одно спасение было, если рабочие задачи все выполнены, - книжки читать.

      Удалить
    4. Ну вот и я пошла по пути саморазвития через чтение ))
      Изменить ситуацию я не смогу, ради одного человека нормировщик корячиться не будет, поэтому будем использовать время с максимальной пользой для себя )) Со свободными графиками у нас как-то пока не разгонишься: либо график удобный, либо квартира оплачена ))
      А про педагогов-старожилов лучше не будем, а то в такие дебри уползём ))

      Удалить
  13. Спасибо, Оля!

    Я вот сейчас задумалась: а смогла бы я в настоящее время работать по специальности психолог?!... И ответ не замедлил явиться - уже нет, а ведь сразу после учебы очень хотелось и рекомендации от преподавателей были...

    Для меня это уже далеко не простой хлеб. А ты, Оля, большая молодчина, чтобы так наслаждаться профессией, надо о-о-очень много труда в нее вложить, чтобы потом пожинать приятные и вкусные плоды.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо большое! ))) Да, впахивать и денег тратить на обучение приходится непрерывным потоком. Увы, одного только институтского диплома для работы психологом мало. Мне кажется, если бы на факультетах психологии при наборе абитуриентов сразу сообщали, сколько времени, сил и денег будет ВСЕГДА уходить на обучение, три четверти сразу бы отсеивалось. )))

      Удалить
  14. Оля, и тебя я примерно так и представляла на работе. И да, у тебя сплошное хюгге!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо большое! ))) Эх, это ж я не про все нюансы работы написала.))) Но таки да - хюгге в достаточном количестве, чтобы с остальным мириться. ))

      Удалить
  15. Оля, читала тебя, и все пело внутри :)) Я свой коучинг не отношу к моей основной работе, поэтому даже не писала про него. Но в работе психолога и коуча много общего. И когда человек считает, что это он все сам сделал, то внутри вдруг так хорошо становится, т.к. препод наш нам постоянно говорил "Чем лучше коуч отработал, тем больше у человека уверенности, что он всё сделал сам". И по сути я "всего лишь ударила в нужное место", а 90 % человек потом сам отработал :)).
    Общее у нас и то, что я по своей основной работе почти не вижу обратной связи, хотя это такой кайф - видеть, как это нравится человеку! Муж мне порой пересылает письма от клиентов (т.к. все отзывы получает он).
    И из школы я тоже вовремя сбежала :)))) Спасибо тебе за пост :) Словно с коллегой поболтала :) А это тоже такое хюгге :))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо большущее!))) Вот да - если у человека есть ощущение, что он всё сделал сам, значит, он РЕАЛЬНО делал свою часть работы, которая клиент-терапевтическим контрактом предусматривается. И пока он свои 90% делает, забывает порой, про что были наши совместные 10.)))

      И тебе спасибо за это задание про хюгге-работу! ))) Тоже с удовольствием писала, кое у кого уже почитала, надо время выбрать и почитать другие отчёты и покомментировать, чтобы словить дополнительное хюгге. ))

      Удалить
  16. Оля, вот даже читать тебя сплошное хюгге. Могу легко представить тебя с клиентами)) Знающая своё дело и вместе с тем открытая, готовая всегда учиться. Возможность регулировать свои график и быть себе хозяином, я по другому уже и не представляю))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо большущее! )) Вот да - я тоже давно уже в формате гибкого или свободного графиков живу (а то и вовсе домохозяйствую))), так что загнать себя в жёсткие рамки очень бы не хотелось.

      Удалить
  17. Оль, как всегда с удовольствием и интересом прочитала твой пост, так здорово, что работа приносит удовольствие, значит, ты правильно выбрала свое назначение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эля, спасибо большущее!))) А я на работе, бывает, ещё помогаю людям выбрать своё назначение - и это дополнительное хюгге))

      Удалить

Я Ольга, и я рада вам в моём Домике! Если вам захочется что-то для меня написать - обязательно сделайте это! ))) Я читаю все комментарии и по возможности всем отвечаю. А ещё можно просто поставить "галочку" под сообщением - "интересно, забавно, полезно" .))

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...