четверг, 10 августа 2017 г.

И снова про хюгге: по итогам прочтения двух книг

Отпуск — это хорошооооо! Отпуск не только от работы, а от всякого разного. В том числе — от интернета. Получается "отпустить" не все виды интернета, но многие, очень многие. Освободившееся время заняли другие занятия, в том числе — чтение книг. И так получилось, что одновременно с запланированным чтением книжки про муми-троллей я внепланово прочитала ещё две книги про хюгге — датский способ быть счастливым. Результатами чтения и поделюсь сейчас с вами, а потом пойду опять в реал.


Когда слово "хюгге" вошло в нашу с мужем жизнь, я, разумеется, тут же стала рассказывать про эту идею Славяне и советовать прочитать книгу Майка Викинга. Но читать ей сначала было некогда, и потом некогда. А совсем потом, когда у неё дошли руки, она что-то напутала с названием книги и нашла в интернете не "Маленькую книгу HUGGE. Секрет датского счастья", а другую. И прочитала, и сказала мне, что она ей понравилась. И только когда Славяна в июле приехала домой, мы разобрались, что прочитали две разные книжки. И тут же сели читать по новой. Славяна — Майка Викинга, а я — книжку Хелен Рассел "Хюгге, или Уютное счастье по-датски. Как я целый год баловала себя "улитками", ужинала при свечах и читала на подоконнике".

Книга написана англичанкой, которая однажды, следуя за мужем, переехала в Данию и в стремлении приспособиться к новой жизни в чужой стране стала изучать и осваивать этот волшебный секрет датского счастья. Книга будет интересна не только любителям хюгге, но и тем, кто хотя бы раз в жизни задавался вопросами "А не переехать ли мне куда-то подальше?" и "Как я буду в новой стране приспосабливаться к жизни?"

Поскольку наши с Сашей предки были переселенцами, добровольными либо принудительными, в наших генах, жилах и умах вечно шебуршатся какие-то идеи про переезд. За годы семейной жизни мысленно мы "переезжали" уже неоднократно на Украину, в Россию, в Австралию, в Польшу и не помню куда ещё. На деле мы вросли корнями в казахстанскую степь и неизвестно, дёрнемся ли однажды что-то кардинально менять. Но рассказы о жизни в других странах, тем более — поэтапно описывающие "как это было", мы любим. Помнится, на каком-то форуме по теме флайледи я однажды наткнулась на тему вроде "Русскоязычные хозяйки из разных стран, поделитесь национальными особенностями ведения хозяйства там, куда вы переехали". Жалею очень, что не сохранила ссылку — много интересных нюансов жизни в разных точках мира там было собрано. 

К примеру, про невероятную законопослушность и "общественный контроль" соседей за соблюдением порядка в Германии: нельзя выхлопывать ковры или стирать одеяла даже во дворе своего частного дома, нельзя воду из тазика после мытья окон микрофибровой тряпочкой выливать под собственный куст (а вдруг там моющие средства и это загрязнит окружающую среду?) Или про особенности организации трапезы в Австралии: в кухонной зоне всегда есть длинная рабочая поверхность, на которую выставляются в общих кастрюльках-мисках все готовые блюда, а в столовой зоне стоит обеденный стол, из-за которого каждый член семьи встаёт, идёт с тарелкой к "раздаточному" столу и накладывает себе столько, сколько надо. Или про то, что в Исландии так сыро и так приветствуется экономия на отоплении, что вещи из шкафов надо регулярно доставать, перестирывать, проветривать, пересушивать, иначе всё порастает плесенью.

В общем, книгу Хелен Рассел я прочитала с двойным интересом. В отличие от очень позитивного и чуть возвышенного настроя "Хюгге" Майка Викинга, здесь вы встретите и более приземлённые факты и явления датской жизни: упоминания о количестве депрессий и суицидов, алкоголизации общества и нестабильности браков, о чрезмерной в некоторых ситуациях приверженности традициям и одновременно определённой профанации религиозных и церковных устоев. При этом автор рассказывает и о том, как само государство помогает людям реализовывать любовь к традициям, уюту, семье и создавать это самое хюгге на каждом шагу. Я бы сказала, что у Рассел получилось написать достаточно правдивую книгу, без лишних украшений и восторгов. Настоящий взгляд со стороны — стороны граждан государства с совсем другими традициями и установками. Именно этим мне понравилось "Уютное счастье по-датски". И я поняла, что Славяна, хоть и прочитала не ту книгу, с которой я начинала знакомство с хюгге, всё-таки на одной волне со мной в понимании этого явления.

А вот вторая книга... Буквально за день до нашего с Сашей отъезда в деревню он привычно мониторил сайт, с которого скачивает книги. И в какой-то момент подозвал меня: "Смотри, тут про хюгге книжка — надо?" "Канэшна, буду!" — ответила я, и через несколько минут книжка оказалась сначала на нашем компе, а потом на электронной читалке, которую я со стопкой бумажных книг собралась тащить в деревню. Люди, это "чо-то с чем-то!", как говорили в моё детство. И пишу я об этой книжке только для того, чтобы предупредить пустые расходы денег и времени у тех, кто ещё с этим "щастем" не знаком. Ибо книжка эта из серии "Любимая, таких, как ты, не было, нет и не надо!"

Беседуют два еврея.
 — Не понимаю, почему люди так восхищаются этим Карузо? 
Косноязычен, гугнив, поёт ничего не разберёшь!
 
А вы слышали, как поёт Карузо?
 
Да, мне тут кое-что из его репертуара Рабинович напел по телефону.

В общем, книга Матильды Андерсен "Хюгге. Как сделать жизнь счастливой". Начнём с того, что имя и фамилия автора имеют весьма датское звучание — и это обнадёживает. Но уже с первых страниц становится понятно, что автор явно российского происхождения, более того, в Дании, похоже, никогда не был. Кстати, я пробовала найти что-то про автора в инете — ничего. Ноль и пустота, либо я не умею искать, у кого получится — срочно покажите мне, бо меня распирает. 

Второе. Автор очень часто цитирует Майка Викинга, причём так, что создаётся впечатление, что его книга — единственный источник знаний Матильды про хюгге. Заодно автор цитирует ещё каких-то "докторов психологии" и прочих наук. Честно говоря, не пробовала искать (в деревне с телефона это было неудобно делать), но ни одно имя у меня, много читающей по теме психологии, не вызвало никаких ассоциаций. Когда (если) я вернусь в активное пользование инетом, я попробую про них погуглить, но пока не все процитированные вещи вызывают у меня доверие.

Третье. Про собственно хюгге рассказывается не так и много. Зато много — про всякий личный опыт автора, причём, совсем не в хюгге-практиках, а во всяких эзотерических и паранормальных. Эзотерикой пропитана вся книга, её концентрация просто зашкаливает.

Четвёртое. Я тут перманентно Галерею "Моя вкусная кулинарная книга" веду (ох, висят два поста, висяком висят без фотографий...). И в одном посте писала про книги "Всё для женщин" и "Всё для мужчин". Они были изданы в 91-92-м годах и являют собой "новое слово" тех времён в книгопечатании. Когда доступ к изданию книг появился у всех, кому не лень, стала появляться и новая категория книжек: "солянка сборная". Книжек, в которые запихивалось всё, что казалось подходящим, причём бралось оно из всех доступных источников, порой даже без осмысления и переписывания "своими словами", а тупо через "копировать-вставить". Наверняка у многих из вас есть или были в хозяйстве подобные книжки "про всё на свете — самые лучшие советы/секреты/способы".

Ну и вот. Книжка Матильды Андерсен — те же яйца, вид сбоку. В ней вы встретите много-много цитат великих и не очень людей "про счастье", "про душу", "про дом и уют". Много-много советов по этикету для разных случаев жизни. Самое "весёлое" в этих советах в том, что они чередуются двумя рубриками "Так правильно" и "Так не правильно". Блин, так и хотелось прямо в электронной книжке красным маркером начать исправлять многократно повторяющуюся ошибку и написать автору "НЕПРАВИЛЬНО писать "не правильно" в данном случае употребления "не"!!!" Да по всей книге хватает "чудесного". Как вам, к примеру, пЭрл: "Например, день рождения сопряжено с пышным столом, угощениями, приглашением гостей, подарками, пожеланиями, добрыми словами и, конечно же, тортом со свечами"

Ещё в этой книжке много фэншуя — особенно в разделе про Рождество и Новый год: какую именно ёлку по правилам фэншуя надо выбирать, в каком углу её ставить, чем украшать вообще и в зависимости от выбранного угла в частности... Кстати, в одном месте автор пишет откровенную чушь... такую прелесть: "Кульминацией хюгге счастливые датчане считают наступление нового года, только его они празднуют в Рождество". Интересно, датчане знают, что их одного из двух праздников лишили? 

Ещё там подробно расписано, как дружить и жить с домовыми, какие растения надо ночью выкинуть втихаря на помойку, а то все члены семьи будут болеть ("Они (кактусы) аккумулируют энергию из пространства и от людей, а затем испускают энергетические импульсы из кончиков иголок. В общем, из кактуса буквально сыплется сноп энергетических искр. И агрессивный человек, например, если подолгу находится рядом с этим растением, становится еще раздражительнее. А вот тихоням очень полезно посидеть среди кактусов – это придаст им сил, поможет поверить в себя"). А какие, наоборот, завести, потому что они зело улучшают энергию или чото там ещё ("Но есть и растения, которые полезны всем и всегда. Первое среди них – ХЛОРОФИТУМ. Он благоприятно воздействует на энергетику дома, очищает воздух от бактерий и насыщает атмосферу кислородом. Косматые шапки хлорофитума легко выживают в самых темных углах, питаясь скапливающейся застойной энергией. А взамен они дарят ощущение легкости бытия").

Ещё вы встретите в книжке разные тесты "про щасте", "про отношения" и ещё какие-то. Ещё там есть "путеводитель" по историческим местам России и памятникам или городским скульптурам, к которым надо непременно попасть, чтобы потереть нос/хвост/поросячий пятачок/чото ещё и загадать желание — тогда оно непременно сбудется. Кстати, правильный способ загадывать желания там тоже описан, как же без этого.

Книга активно критикует интернет, сетевое общение и виртуальных друзей и подробно рассказывает про настольные игры типа лото, домино, "Мафии" и "Монополии", а также подвижные: футбол/волейбол/хоккей. Ещё она рассказывает про "10 продуктов, которые поднимают настроение" и "7 продуктов, которые понижают настроение", а так же про какие-то диеты для похудения и рецепты "хюгге-блюд" от Дюма-отца и Александра Пушкина.

А ещё вы найдёте в этой книге подробный список полезных и бесполезных/вредных для дома предметов и краткий пересказ идей Флайледи и КонМари про уборку в доме, щедро сдобренные советами вроде "ПРИМЕТЫ ВО ВРЕМЯ УБОРКИ. Хозяйка, убираясь в доме, обязательно должна покрыть голову платком, иначе в доме начнутся проблемы. Платок после уборки нужно обязательно прополоскать, а самой умыться проточной водой, трижды плеснув ею в лицо" или "Нельзя переступать через швабру и половую тряпку, а то в дом беда нагрянуть может". Ну, а венику и вовсе куча внимания уделяется: где хранить, как пользоваться и как бросать вслед гостю, если он вам не понравился и кажется, что у него "дурной глаз".

В общем, читая оглавление книги, обнаруживаешь: автор собрала всё, до чего дотянулась, ко всем существительным приставила слово "хюгге-" (хюгге-этикет, хюгге-приметы, хюгге-ласка, хюгге-дом) и сдобрила цитатами из Майка Викинга, чтобы хоть как-то притянуть за уши сие творение к теме, заявленной в названии книжки. Если бы моё знакомство с хюгге началось с неё, я бы бежала без оглядки и от книги, и от темы, сочтя всё это первосортным бредом. И мне жаль тех читателей, которым не повезло и они вляпались в хюгге разлива Матильды Андерсен. В качестве противоядия советую им прочитать таки Майка Викинга. А я пойду дальше заниматься отпускными делами и бездельями и создавать своё хюгге. И, наверное, однажды напишу про то, как я это самое хюгге создаю себе и своей семье, ещё один пост. Для пополнения рубрики "Чем я это делаю". )))

15 комментариев:

  1. Оля,я посмеялась -)) Надо и мне про это хюгге почитать.
    Скажу в защиту хлорофитума- это чудесное растение. Все вредные запахи выводит.

    ОтветитьУдалить
  2. Оля, меня тоже хюгге недавно задело в книге Майкла Бута " Почти идеальные люди", автор- английский корреспондент, женатый на датчанке. В книге описывается история, быт и взаимоотношения в скандинавских странах - Исландии, Дании, Швеции, Норвегии и Финляндии. Прочитала и поняла, что большая страна- большие возможности, более низкие налоги и большая свобода выбора. Из пяти стран только Финляндия откликнулась, видимо корни сказываются, читать интересно, тем более что автор показал все " скелеты " в шкафу. Очень удивила Швеция с принудительной стерилизацией вплоть до 1976 года, опекой над детьми, борьбой за финансовую независимость супругов и их отдельные друг отдруга!!! отпуска, неудивительно что после этого у них самое большее количество разводов и одиноких людей.

    ОтветитьУдалить

  3. Мне тоже интересно узнавать про традиции и особенности быта в других странах. Особенно, если взгляд со стороны, дружелюбный и правдивый.
    Про хюгге ничего не знала до твоего поста, заинтересовало. Книгу Майка Викинга прочитаю. "Уютное счастье по-датски" - пока только в хотелки отправлю. А может наоборот, начну обе, а там, какая веселей пойдет, ту и дочитаю:)
    Кстати, сыро не только в Исландии, но и в Италии... плесневеют книги, документы, свитера, если их надолго оставить "без движения".

    Книги-винегрет из советов никогда не любила, как бы завлекательно они не назывались. На них жаль тратить время.

    Оля, без "почитать" мне на блоггере стало неуютно. Словно сговорившись, вы с Аней (Лазанна) одновременно ушли в отпуск от интернета. И буквально через неделю стало пасмурно... фото с пояснениями в блогах, конечно, хорошо, но "много буковок" меня радует больше:)

    Нашла обе книги "читать онлайн"...жду вечера:)
    Жду вашего возвращения очень-очень.

    ОтветитьУдалить
  4. Не, ну ладно я пропала (у меня есть веская причина), а остальные-то чего "отпуска" понабрали? :) Оль, ты давай надолго не пропадай.
    Кстати, как раз читаю М.Бута, про которого Хадижа написала. Да, каждый счастье по-своему строит. Часто даже через дебри и вопреки всему :)

    ОтветитьУдалить
  5. Оля,

    А я нашла Матильду АндерсОн. Только она манекещица ;)
    Ох уж эти псевдоспециалисты! Может, они сами издательствам платят, чтобы их "труды" были опубликованы? ;)
    А, может, перевод на русский язык не на высоте? ;)
    Но разделяю твоё возмущение :)

    Хорошего вечера и приятного чтения! :)

    ОтветитьУдалить
  6. Оля, можно я буду использовать новое слово для посыла кого-то вдаль?
    - Иди ты в хюгге!) -так это будет звучать))

    Интересные наблюдения, занятная тема и авторы. Не думаю,что в ближайшее время ринусь читать,но зарубочку в памяти сделала.

    Кстати, у нас с тобой совпадения. Я тоже вчера про книги внезапно написала)

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо за чудесный пост))) Я вот задумываясь последнее время уехать куда-нибудь. Манит Польша. Это к чему, не знаешь ?)))
    Авторов сегодня столько развелись, что иногдЫ и Думаю - может, мне написать чего??? Не, ну А чо? А потом сама себе говорю - успокойся! Не надо писать. Сколько деревьев сэкономить можно если такие как ты не Будут калякиМаляки разводить.
    А вообще мне блог помогает утихомирить своё желание "по написать".

    ОтветитьУдалить
  8. Я недавно зашла в Библио-Глобус, так там книг про хюгге - чуть не полка. Я даже не знала, что их столько. ;-))))))
    Хорошо, что ты описала эту книгу-профанацию!
    Я читала другую - Pia Edberg, The Cozy Life.

    ОтветитьУдалить
  9. Какие все отпускные :)
    У скандинавов вообще своё видение жизни, очень интересно с ними общаться вживую. Всё-таки суровый климат, недостаток солнца и стабильность общественной жизни накладывают свой отпечаток. Норвегия - так вообще моя "мечта". Пока единственное известное мне место в мире, где абсолютно все, в том числе самые простые люди (водители автобусов, продавцы и т.д.) говорили, как они рады, что живут в этой стране, как они счастливы растить в ней своих детей и как они гордятся тем, что они норвежцы. В Венгрии такое точно невозможно :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Недавно общалась с француженкой, которая живет в Норвегии. Приехала на каникулы с 3-х летней дочерью и не может ее заставить сказать " здравствуйте", настолько их воспитывают в детских садах, что лезть на личную территорию- это не есть хорошо, а здесь сказать " здравствуйте и спасибо" воспитывается с младых ногтей.

      Удалить
    2. Вот даже не знаю, что лучше. Или что хуже))))

      Удалить
  10. Оля, спасибо за то, что, несмотря на отпуск, продолжаешь периодически баловать своих читателей разными размышлениями на разные темы! :)
    К сожалению, так бывает иногда: прочитаешь книгу и думаешь, зачем тратил на нее время, все не так на самом деле!
    Про "хюгге" я читаю только в твоих произведениях, а вредных книжек не читаю, нет. :)

    ОтветитьУдалить
  11. Блин, блоггер, так не честно! Писала длиннющий комментарий, а он исчез так же быстро, как лунное затмение.
    Оля, я Викинга так и не читала еще, после того твоего поста все хочу себе заказать. Но кроме него нашла также и других авторов "про хюгге". Почитала отдельные книжные странички книги Хелен Рассел (в Лабиринте есть), и подумала, что все это как-то поверхностно. Но теперь буду знать, что есть еще более поверхностные авторы, которые используют слово "хюгге" просто для продвижения своей книжной продукции.
    А еще писала тебе в пропавшем комменте о том, что только ты можешь написать, что объявляешь месяц тишины, а после мигом опубликовать два огромных поста)))

    ОтветитьУдалить
  12. Бли...ин, я то убираясь в доме не покрываю голову платком, а сама не умываюсь проточной водой, трижды плеснув ею в лицо", и швабры у меня нет...
    Оля, напиши про то, как ты это самое хюгге создаешь себе и своей семье :)

    ОтветитьУдалить
  13. Нда... знали бы датчане, что с хюгге сделают, удавились вместе с тем китайцем, что в своё время придумал фен-шуй ))

    Это всё шутки, конечно...
    Но привычка недобизнесменов от печатного дела "рубить бабло" начинает сильно огорчать. Самое обидное - судя по виду, издание не дешёвое. И его покупают. Кто-то - потому что модная тема, кто-то - потому что другой книги в магазине не увидел, кто-то, как ты - из интереса к теме. А значит будет ещё немало, прости за грубость, "высеров" копи-пастового происхождения. Потому что купят.
    Осваивать хюгге по этой книге, примерно тоже самое, что осваивать фен-шуй по Правдиной, а психологию - по Карнеги. И это действительно стало очень большой проблемой. Вопрос не только с научпоплитературой. Изодурика, биоэнергетика и прочие псевдонаучные исследования пролезли даже в оплоты науки - институты и университеты. Качество подготовки специалистов гуманитарной сферы и так хромало на обе ноги, а теперь вообще скатывается ниже уровня плинтуса.
    Магистр психологии на собеседовании не смог описать принцип работы элементарного анализатора, не говоря уже о высоких материях, вроде темперамента... Зато он читал Правдину, Менегетти Блавацкую, Рерихов и прочих "интуитивных" экспертов. Послала читать Юнга, Уотсона, Франкла и Маслоу, но боюсь уже не поможет... Молодая преподавательница, кандидат по социологии всерьёз обсуждала на лекции гороскопы и влияние расположения звёзд... На всеукраинском "форуме психологического развития" присутствовали все - от мануальных терапевтов до специалистов "по гаданию на кофейной гуще". Причём организовывал его мой реальный знакомый и коллега по образованию. Двухчасовой семинар-практикум на тему: "Реализация и раскрытие внутренней женственности через архетипы Юнга в картах Таро" до сих пор заставляет глаза нервно дёргаться (если что, я на том шабаше присутствовала в качестве аниматора: развлекала детей настолками, пока мамы с умными лицами весь день слушали эту чушь).
    Горько это всё... Обидно за профессию и стыдно перед людьми за коллег.
    Спасибо за отзыв о книге. Буду ещё внимательнее к книгам

    ОтветитьУдалить

Я Ольга, и я рада вам в моём Домике! Если вам захочется что-то для меня написать - обязательно сделайте это! ))) Я читаю все комментарии и по возможности всем отвечаю. А ещё можно просто поставить "галочку" под сообщением - "интересно, забавно, полезно" .))

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...