пятница, 28 апреля 2017 г.

МОИ КУЛИНАРНЫЕ КНИГИ. Праздничная и обрядовая трапеза

Этот пост должен был появиться на Пасхальной Седмице. А публикуется только сейчас. Впрочем, Пасху празднуют сорок дней, до самого Вознесения, поэтому рассказ о книгах с праздничной и обрядовой кухней будет вполне своевременным. Итак, очередная стопка книг для Галереи "Моя кулинарная книга".


Праздникам предшествуют посты, и однажды у меня появилась книжка "Постимся верные от пищей тленных" (Москва, "Лествица", 1996 г.). Интересна она оказалась не только разнообразием постных рецептов, но и описанием традиций, связанных с тем или иным праздником, с поминовением усопших, с соблюдением поста. А ещё — цитатами из литературных произведений, в которых упоминаются те или иные традиции и обряды. В своё время активно использовалась, следы этого использования явно просматриваются на страницах. )) Единственное — продолжаю сожалеть, что в те годы мало в каких книжках ставила внятные пометки про использованные рецепты. Сейчас многие книги пересматриваю — как в первый раз. А рецептов много, какие были удачными, какие — не очень, уже не упомнишь...


"Пасха и пост" (Москва, "АСТ-ПРЕСС КНИГА", 2004 г.). Тоже душевная книга, рассказывающая о разных традициях и обычаях, связанных с праздниками и обрядовыми блюдами. И тоже с литературными вставками. Люблю, когда книги дают много разной информации, люблю узнавать про то, "как было раньше", "чем что делали" и т.п. историческую информацию. 


Календарь православной хозяйки (1998 год), его мне подарили, и он был очень интересен весьма простыми рецептами на каждый день. Конечно, не удавалось готовить строго по календарю, какие-то рецепты точно были "не мои". Но само по себе подробное расписание постных и скоромных дней и обилие рецептов на каждый случай — это очень удобно для православной хозяйки, когда можно заранее планировать меню и не париться вопросом "что бы такого приготовить?"


"Как украсить блюда" (Москва "Эксмо", Санкт-Петербург, "Терция", 2004 г.). Наверное, для нынешних любителей карвинга эта книжка покажется наивной и простой. Но в те годы она была очень даже хороша, и мы со Славяной часто что-то из неё пробовали сделать, экспериментировали с продуктами и делали повседневный и праздничный стол более интересным или забавным. Базовые принципы и идеи для декоративной обработки продуктов из этой книжки очень даже можно почерпнуть.


"Праздничный стол" (Санкт-Петербург, "Диамант", 1999 г.). В те годы этим издательством выпускалась целая серия книг "про дом и быт". Это были книги и про еду, и про рукоделие, и ещё про какие-то занятия. Своего рода непронумерованная многотомная энциклопедия домашнего хозяйства. У меня есть несколько книг из этой серии, одна из них — вот эта. В ней кроме собственно рецептов и меню для разных праздников есть и столовый этикет, и особенности сервировки стола и подачи блюд в разных случаях, и варианты украшения и оформления блюд. В общем, много полезного. Помнится, когда я её купила, изучила за несколько дней от корки до корки, и мы стали более осознанно и "цивильно" организовывать застолья, экспериментировать с праздничным меню и с декорированием блюд. А заодно — подумывать о пополнении посудных шкафов, потому что нашей посуды на все придумки тога явно не хватало.



Вот такие книги. Перелистывая их, погружалась в те времена и настроения, которые были в годы их активного использования. Пробовала вспомнить (не всегда успешно), какие же рецепты тогда были самыми популярными и почему. Кое-где встречала закладки. И опять думала: как много разных и наверняка хороших рецептов накоплено в этих книгах — а ручонки по привычке тянутся в интернет тиливизир им природу заменил... Неее, надо менять эту порочную практику и почаще перелистывать бумажные страницы — они такие душевные. И, самое главное, — обязательно ставить пометки и закладывать странички с понравившимися рецептами. И жду ваших очередных постов с рассказами про любимые кулинарные книги!)))

16 комментариев:

  1. Ольга, замечательный пост! Виртуально полистала вместе с Вами страницы этих книг. Я тоже очень люблю листать бумажные книги. И хотя сейчас практически все есть в интернет, я люблю этап планирования, когда листаешь книги и выбираешь рецепты, особенно к празднику. А Пасха - особая тема - здесь именно важно погружение в атмосферу, и у Вас это получилось! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, спасибо большое! )) Рада, что понравилось читать. Да, иногда бывает нужна не просто информация, а какая-то душевность, настроение. И тогда именно бумажные книги приходят на помощь.))

      Удалить
  2. Оля, я такие книги про постные блюда только в библиотеке встречала, жаль что в свое время не покупали, а сейчас это дорого. интересные блюда я себе в тетрадку переписываю, хотя даже то что найду в инете, все равно распечатаю и в тетрадку вложу. я люблю картинки рассматривать, так все там красиво. и да, посуда конечно важна в сервировке. я бы скупила всю посудную лавку, были бы деньги и место в доме :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, я эту книжку, которая первая в моём посте, кажется, и вовсе в церковной лавке покупала. А сейчас и впрямь такого плана книги идут чуть ли не как подарочные издания и стоят неоправданно дорого... Посуду - ооо! Место и деньги являются некоторыми границами, но я бы скупила ВСЁ!))) Люблю я это дело очень, хотя здравый смысл говорит, что столько не надо. ))

      Удалить
  3. Оля, спасибо!
    А книгу "Как украсить блюда" я тоже покупала. Подарила ее знакомой, закончившей в 2005 году курсы поваров (повышение после двух декретных и глобального переезда). По картинкам узнала :)
    Спасибо за Праздник!
    ПС: у меня вышел пост о рецепте семейного столетнего кулича :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, спасибо большое! ))) Рада, что понравилось! Пойду обязательно про кулич посмотрю и к себе утащу))

      Удалить
  4. Я вот как-то давно не встречала хорошей кулинарной книги, вот прям хорошей- чтобы много удачных рецептов было, а не для галочки. Так что давным-давно "переехала" за новыми рецептами в интернет- тут и фото, и видео, и отзывы... Но вот есть у меня кулинарная книга одна- ее моя бабушка маме моей на свадьбу подарила. И долгое время она была любимой книгой... моего папы :) Потому что она более профессиональная- для поваров, там прямо с точностью до грамма все указано, описаны технологии, всякие другие профессиональные тонкости. Очень она мне в детстве нравилась и папа все время говорил- вот выйдешь заааааамуж. :) Книга поселилась у меня дома только в прошлом году- папа вручил мне ее перед нашим переездом. Не могу сказать, что часто по ней готовлю, но правда, часто листаю,аккуратно, бережно, чтобы не повредить ветхий переплет. Такое маленькое послание из детства

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксения, да, с книгами - как и со всем остальным, часто бывает: много разного, мало хорошего. Как в журнале по рукоделию, который порой покупается ради одной схемы, как с альбомом какого-то певца, где на пару-тройку хитов - ещё десяток чегопопало.)))

      Классно, что у тебя такая память есть - это в полном смысле слова семейная ценность.

      Удалить
  5. Вот с удовольствием читаю все твои посты, Оля! И посуду свою вижу и книги... Это так приятно- знать, что кто-то также любит и дорожит тем, что и у меня было в детстве, в молодости... Вот встану, поеду на дачу, соберу свои книги да и тоже напишу пост! Про то какие я книги люблю, а какие не очень, но они у меня есть: когда-то я собирала книги по кулинарии. Сейчас почти не покупаю, всё заменил интернет. Хотя... что он заменил? ну, рецепт найти можно быстро, ну много рецептов... Не может он заменить воспоминаний, запахов, ассоциаций, когда листаешь страничку за страничкой особенно любимой КНИГИ! И журналы я люблю бумажные, а не электронные.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо большущее!)) Рада, что созвучно оказывается то, о чём я рассказываю и что показываю. ))) Пост про книги обязательно напиши! Интернет - да, он вторгся в жизнь. Но многие рецепты, как ни крути, в нём из тех же самых книг - бывает такое, найду что-то в инете, а потом в моих старых книгах то же самое, слово в слово. Хотя, конечно, кулинарное дело развивается, международные обмены рецептами кухонь разных стран идут полным ходом, и что-то можно почерпнуть только в инете. Но душевность и память - они именно в бумажных книгах. ))

      Удалить
  6. Увидела первую обложку и сразу подумала - ну, щас пойдет "Лето Господне" :)
    У меня есть кулинарная книга с цитатами оттуда - самая дурацкая, что довелось держать в руках. А вот календарь с этой точки зрения выглядит интереснее, последовательнее и логичнее.
    Хотела написать такой пост (не догоню, так хоть согреюсь)) но моя любимая книга в ужасном состоянии )) Все-таки, я третье поколение, которое ее использует.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, "Лето Господне", наверное, только ленивый не вставил в книги о православной кухне. ))) Пост обязательно напиши! Галерея у нас долгая, до осени, а если есть книга, которая активно используется уже третьим поколением, то о ней обязательно надо рассказать! )))

      Удалить
  7. Оля,

    Вот почитала тебя и так овощей захотелось! ;)
    Обязательно что-нибудь в обед приготовлю!

    Спасибо за вдохновение! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, классно, что вдохновилась! )) Кстати, следующая подборка в мае будет именно про "овощные" книги. )))

      Удалить
  8. Интересные книги. Оля, у тебя замечательная кулинарная библиотека :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо большое! ))) И это ещё не всё. Ещё несколько кучек ждут своей очереди на публикацию))

      Удалить

Я Ольга, и я рада вам в моём Домике! Если вам захочется что-то для меня написать - обязательно сделайте это! ))) Я читаю все комментарии и по возможности всем отвечаю. А ещё можно просто поставить "галочку" под сообщением - "интересно, забавно, полезно" .))

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...